Вот уже третий год группы Тульского епархиального паломнического центра отправляются в паломничество на Псковщину.
Посещение древних, великих своей историей русских городов стало хорошей традицией. Этой осенью группа тульских паломников также отправилась в Псков и Печоры.
Первое впечатление о Псковщине – с ноткой радости: до чего красивая земля! Такой рельефный ландшафт – то взгорок, то овражек; то лесок, то долина, петляющие реки…
Эта земля богата своей историей. Пусть на первый взгляд что-то выглядит старым, обшарпанным – главная ценность все-таки в том, что хранит Псков в глубине своей «души».
Русская история Пушкиногорья
В первый день мы побывали в Пушкинских горах, в Святогорском монастыре.
– Многие из нас давно мечтали съездить в Пушкинские Горы и посетить места, связанные с именем Пушкина, – сказала паломница Людмила Сорокина. – Святогорский монастырь, конечно, намоленное место, там есть уникальные иконы, и ко всему прочему, там могила Пушкина и его родителей, поэтому поток людей туда всегда значительный. Вот и мы там побывали.
Начало истории Пушкинских Гор – небольшого поселка городского типа в Псковской области – традиционно российское, даже русское. На Синичьей горе явилась пастуху Тимофею икона Божией Матери «Одигитрия». По повелению царя Иоанна IV в этих местах был основан монастырь, названный Святогорским. Ныне этот святой образ пребывает в Успенском соборе среди других монастырских святынь.
С XIX века обитель оказалась связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в ссылке в родовом имении Михайловское, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий, пользовался монастырскими архивом и библиотекой. Обитель стала местом духовного перерождения и укрепления поэта, а после смерти – его последним земным приютом. Александр Сергеевич похоронен у алтаря древнего Успенского собора, рядом с могилами его предков, с наружной стороны храма.
Тишина Крыпецкого монастыря, наполненная светом и молитвой
Вечером первого же дня отправились в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь в 22 километрах от Пскова. Это место оставило неизгладимое впечатление. От монастырских ворот еще около километра пришлось проехать, чтобы попасть к храму. За монастырской стеной – целое селение. Дома, огороды, и стена вдали уходит куда-то в лес, так что и конца ее не видно.
А посреди, на осенней лужайке – два больших каменных храма, соединенных галереей. В одном идет служба, монахи стоят как свечи. Настоящий монастырь. Тишина. Размеренное чтение, монотонное монашеское пение.
Обитель похожа на поселок, затерянный в лесной глуши. Прежде чем подойти к храмовому комплексу, приходится миновать ряд одноэтажных домов из силикатного кирпича. В них устроены монашеские кельи. Слева от дороги, ведущей к собору и трапезной, стоят хозяйственные постройки – ферма, котельная, сараи.
Крыпецкий монастырь поразил своей тишиной, но не обычной, а наполненной светом и молитвой. Это впечатление дополнил необычный ансамбль соединенных между собой храмов. Храмовый комплекс состоит из Иоанно-Богословского собора середины XVI столетия и церкви Успения Богородицы с колокольней и трапезной палатой.
Группа тульских паломников после вечернего богослужения вкусила монастырскую трапезу и осталась здесь ночевать в простых кельях.
Светлый Троицкий собор Псковского кремля
А утром отправились в Псковский кремль, в «сердце» Пскова – Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля. Большой, величавый, красивый, предстает он перед взорами паломников и всех приходящих сюда. Как написано в летописи: первая равноапостольная святая княгиня Ольга, проплывая по реке Великая, напротив крутого мыса на слиянии двух рек – Псковы и Великой – сделала остановку. Она встала на молитву и увидела чудное явление с неба – Три Светоносных луча покрыли весь мыс. Она изрекла: «…На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…» На месте видения святая княгиня поставила дубовый Крест.
Первый храм Святой Троицы – деревянный – существовал примерно 180 лет. В настоящее время это уже четвертый «Белостенный, среброглавый, осенен великой славой светлый Троицкий собор». В соборе много старинных икон, рака со святыми мощами псковских святых, мироточивая икона св. целителя Пантелеимона. Многое можно еще рассказать об этом удивительном месте, но лучше один раз там побывать.
Псковский Кремль еще называют просто Кром. Настоящая средневековая крепость.
– Достаточно подключить воображение, и ты уже чувствуешь себя средневековым горожанином, укрывающимся в крепости во время нападения неприятеля, – говорит паломник Сергей Иванов.
Огромная крепостная стена – такую штурмом не возьмешь. Только протаранив ворота, можно попасть внутрь. Однако там врагов ждет ловушка, «захаб», или «коридор смерти» – как бы улочка, с двух сторон огражденная крепостными стенами. Попав сюда, неприятель уже не выберется. Тем более, что в конце «захаба» противника ожидали еще одни ворота, через которые тоже непросто пробиться. Сейчас их нет, поэтому, пройдя «захаб», сразу выходишь на широкую площадь, где по левую руку – место Псковского вече, а по правую – Троицкий собор, белокаменный богатырь, словно стоящий на страже Русской земли.
Вид с Труворова городища
– И все-таки, как ни сильны были впечатления от Псковского кремля, но в Изборске вид с Труворова городища начисто стер все эмоции, наполнив душу необъяснимым чувством, назвать которое можно разве что как-нибудь так: «оглушен необъятной красотой», – рассказывает Валентина Лапшина.
Посещение Изборска началось именно с Труворова городища. Сначала вроде ничего особенного – идешь через старое кладбище, как бы через небольшой лесок. На опушке – большой каменный крест, называемый Труворов крест – под ним, по преданию, похоронен славянский князь Трувор, – каменные надгробные плиты.
А потом чуть-чуть налево, по узенькой тропиночке поднимаешься – и… открывается такой вид, что дух захватывает! Словами описать это невозможно, это надо видеть! И не просто видеть, а смотреть, смотреть и вбирать в себя, наполняясь тем самым необъяснимым чувством, и даже немножко представить, что у тебя за спиной выросли крылья… Воля вольная – вот она какая!
Долгожданная поездка в Печоры!
– Пока ехали, было хмуро и холодно. Как только приехали в Печоры, выглянуло солнышко, стало тепло. Как только вошли на территорию монастыря, удивительная радость пришла в сердце, – рассказывали позже паломники. – Такое ощущение, что какая-то тяжесть ушла из души. Святое место.
Здесь все необычно. Например, главный собор в других монастырях обычно стоит посередине, на возвышенном месте, а тут в низине, ведь храм-то пещерный! И весь монастырь как бы устроился в овражке. Здесь, так же, как и в Кроме, есть «захаб», т.е. это настоящая крепость.
Тульские паломники приняли участие в богослужениях в храмах, главный из которых – «ископанный в горе» храм Успения Богородицы. А также поклонились монастырским святыням: чудотворным иконам (особо почитаемы иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление»), нетленным мощам Псково-Печерских святых, деснице святой мученицы Татьяны, посетили Богом Зданные пещеры – место погребения более десяти тысяч человек – братии обители и «ратных людей» – защитников крепости, благочестивых мирян.
Группа паломников приехала к вечерней службе. В монастыре особый дух, ни с чем не сравнимый, ни на что не похожий. А монашеский хор! В монастырях особенно все располагает к молитве.
Приехав в обитель, паломники поспешили в Михайловский собор, где уже шло вечернее богослужение. Некоторые паломники хотели успеть на исповедь, чтобы за литургией причаститься в Печорах.
Наместник архимандрит Тихон совершил богослужение с чтением акафиста в честь иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской в Михайловском соборе.
На другой день после Божественной литургии отправились в Богом Зданные пещеры. У всех в руках были свечи, и можно было разглядеть своды, стены, керамиды – надгробные плиты, под ногами – сырой песок. А когда кто-нибудь чуть-чуть отставал, свеча вдруг начинала гаснуть, можно было очутиться и в кромешной темноте. Скорей догонять свою группу! Постепенно начал чувствоваться и холод, в подземелье температура держится постоянно около 5 градусов.
Побывали тульские паломники и в Ближних, и в Дальних пещерах. Войдя туда, оказываешься в настоящем подземном городе с улицами, каждая из которых имеет свое название, и даже с храмом. Вот только жители этого города уже давно пребывают с Господом. Здесь же покоятся их святые мощи, в специальных погребальных ячейках в стенах, закрытых керамидами – это глиняные или каменные надгробные плиты. В Ближних пещерах почивают мощи святых угодников Божиих: преподобной матери Вассы, преподобного Марка – первого Печерского старца, преподобного Ионы – первого строителя Псково-Печерского монастыря и праведного иеросхимонаха Лазаря.
Проходя вглубь пещер, попадаешь на первую улицу, называемую Главной. От нее уже идут ответвления других улиц. Всего в пещерах семь улиц, каждая из которых заканчивается тупиком, где расположен либо храм (как, например, пещерный храм в честь Воскресения Христова), либо кладбище (как в конце Малой Братской улицы, где находится Братское кладбище за иконой Воскресения Христова), либо канун для совершения панихид.
У тульских паломников была возможность поклониться святым мощам схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Серафима (Розенберга), архимандрита Нафанаила (Поспелова), иеросхимонаха Симеона (Желнина), который имел от Бога дар прозорливости и благодатной молитвы. Особое место в пещерах – погребение «народного» батюшки – архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
«Полюбите! – писал отец Иоанн. – И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа».
А после Пещер поднялись по узенькой лесенке на Святую Горку. На Горке очень хорошо – спокойно, ухоженный сад, дорожки, огромный валун. Совсем рядом скат храмовой кровли, и до голубых куполов со звездочками рукой подать. Словно еще ближе к небу.
На монастырской площади у храма Успения Пресвятой Богородицы – знаменитая колокольня Псково-Печерского монастыря. Таких колоколен в России совсем немного. Колокола прикреплены к особым длинным коромыслам, от них отходят канаты, и с их помощью послушники и монахи, стоя на земле, раскачивают тяжелейшие колокола. Это особые северные звоны.
На территории монастыря находятся несколько церквей: Михайловский собор, Никольская церковь, Сретенская (здесь мощи преп. Симеона) и Благовещенская церкви, но главное – самый большой и красивый Успенский собор (мощи преподобномученика Корнилия). Прямо к нему ведет «кровавый путь».
Святые подвижники Псково-Печерской обители
На территории монастыря преподобномученик Корнилий – знаменитый устроитель и благоукраситель монастыря, написавший первоначальную летопись Псково-Печерской обители – был убиен неправедно прогневавшимся царем Иоанном Грозным. Приближаясь к монастырю, царь напрасно полагал, что преподобный хочет отделиться от Российского Государства. Игумен Корнилий с братией вышли навстречу царю. Иоанн Грозный в гневе, не владея собой, отсек святому игумену голову. Но тотчас же раскаялся при виде невинной жертвы. Он взял на руки тело преподобного и внес в обитель. Эта дорога с тех пор и поныне называется «кровавым путем». Преподобный закончил свою земную жизнь, как говорит летописец, будучи «земным царем предпослан к Царю Небесному» в вечное жилище.
Почитают здесь молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся тридцать три года. Он в свое время был назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Главным содержанием жизни старца была молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там, у жертвенника Господня, усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье.
Не оставлял старец и телесные труды, большей частью в столярной мастерской. Подвижник за свое смирение и любовь к ближнему удостоился даров Святого Духа – прозорливости и способности исцелять душевные и телесные недуги. Батюшку Симеона по праву можно назвать учителем любимого всеми старца отца Иоанна (Крестьянкина).
В келье старца святой обители архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Тульские паломники побывали в келье отца Иоанна, в том месте, где он долгие годы жил, возносил свои молитвы Богу и принимал многочисленных паломников. Эта келья – такая же часть духовного наследия старца, как и его книги, проповеди, письма. Теперь это небольшой музей, он находится в корпусе, где живет братия монастыря, в конце коридора. А вдоль него – двери, за которыми живут насельники Псково-Печерского монастыря.
Келья старца святой обители архимандрита Иоанна (Крестьянкина) для братии и паломников памятна, дорога: келья намоленная, образцовая, старческая, монашеская. Слава Богу, что она сохранилась благодаря благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II и по благословению владыки митрополита Псковского Евсевия.
И вот двери кельи открыты для туляков. В комнате светло, уютно, много икон, есть книги, облачения. На память о батюшке все берут здесь конфетки, такими же батюшка ранее оделял всех паломников.
Комнатка малюсенькая: метров 8-9. В красном углу – большой иконостас, фотографии почитаемых батюшкой священников. На кровати справа – его епитрахиль, Евангелие, крест. А справа – маленький, узнаваемый по фотографиям диванчик, на котором архимандрит Иоанн беседовал с посетителями, фотографировался с ними. Нам тоже разрешили и сфотографироваться, и посидеть на диванчике рядом с корзинкой, полной просфор. Батюшка, мы чувствовали это, тоже был с нами.
Ушли паломники из кельи с подарками: с просфорами из корзиночки, горстями конфет, которые не помещались в карманах и несколькими изданными монастырем книгами с мудрыми мыслями, наставлениями и письмами к чадам отца Иоанна (Крестьянкина).
В келье раньше висели келейные иконы отца Иоанна: материнское благословение – икона Божией Матери «Знамение», икона его небесного покровителя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (дар духовника батюшки схиархимандрита Серафима (Романцова) в день пострига), икона святителя Николая, Феодоровская икона Божией Матери. Некоторые иконы сейчас находятся в Никольском храме, в приделе преподобномученика Корнилия в Никольской башне. Престол в честь него был устроен по желанию отца Иоанна к празднику 1000-летия Крещения Руси. А остальные иконы по-прежнему здесь: и в том числе икона Рождества Христова, подаренная наместником архимандритом Тихоном в 2000 году.
На кровати – два ковчега. В первом ковчеге полумантия старца Амвросия Оптинского, батюшке она досталась от последнего из старцев Оптиной пустыни игумена Иоанна (Соколова), который погребен в Москве на Армянском кладбище. Батюшка его очень почитал, называл «небесной Академией». Отца Иоанна этот старец неоднократно спасал от арестов.
Во втором ковчеге – крест, полумантия и епитрахиль батюшки. С этим крестом отец Иоанн молился в последние годы своей жизни. В возрасте батюшки двигаться было уже трудно. Он был вынужден молиться келейно. Однако любил это делать в храме Божием вместе с братией, с народом.
Вот икона старца Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова). Эта обитель находится в Сумской области Украины, сейчас она возрождается, правда, в непростых условиях. Отец Иоанн застал ее действующей, общался со старцами, а духовником избрал отца Серафима. Сейчас там прославлено двенадцать глинских старцев, в том числе, и схиархимандрит Серафим (Романцов). Отец Иоанн тесно общался с отцом Серафимом. Как духовник батюшки, он все про него знал: отец Иоанн у него исповедовался, получал наставления, служил вместе с ним.
Здесь совершенно другой мир – духовный…
– Всем понравилось в Псково-Печерском монастыре, – говорит православный экскурсовод Павел Ефимушкин. – Уезжать нам не хотелось. За несколько дней просто сродняешься с обителью. Здесь совершенно другой мир: без суеты, тихий, благодатный… Побывали в кельях о. Иоанна (Крестьянкина), св. Симеона, в Дальних пещерах. Познакомились с замечательными насельниками обители, паломниками. Даст Бог, мы и в дальнейшем будем посещать эту обитель.
– Больше всего в этой поездке меня впечатлили два места – Псковский Кремль и Изборск, – говорит Тамара Самарина. – В Кремле сразу чувствуется историческое прошлое Руси, ее великие сражения и победы. А Троицкий Собор поражает своими размерами и красотой. В Изборске меня поразила панорама, которая открывается с крепости, там можно бесконечно смотреть на бескрайние просторы Русской земли…
– По поводу того, что именно больше понравилось, сказать трудно, но если нужно выбрать, то это Иоано-Богословский Крыпецкий монастырь, пещеры Псково-Печерского монастыря и Кремль Пскова.
– Впечатление от всей поездки сложно описать, столько чувств возникает: и благоговейный трепет, и смятение, и недоумение, как это все может существовать именно так? – высказывали свое мнение паломники. – Такое необычное, странное и непонятное, но в то же время близкое и родное соединение Небесного и земного.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра