Тульский епархиальный паломнический центр теперь действует в старинном историческом здании – в девятнадцатом веке здесь была келия основателя Щегловского монастыря св. преп. Варсонофия, Щегловского и Тульского. После недавнего ремонта и оборудования паломнического центра было совершено его освящение.
Паломнический центр и келия старца
– Испытываешь благоговение, когда входишь под старинные своды этого простого бревенчатого дома, – говорит архимандрит Клавдиан, председатель Тульского епархиального паломнического центра. – Сразу вспоминается, что здесь когда-то звучала молитва старца, здесь он думал и рассуждал о Боге. Ведь если вдуматься, то основатель не просто построил Щегловский монастырь, он, с Божией помощью и стараниями священноначалия, своих сотрудников, – словом, все вместе они создали место спасения души не только своих современников, но верующих будущего поколения, то есть нас с вами.
И вот теперь здесь совершается работа по организации паломничеств к святыням Православной Церкви. И хочется, чтобы все совершалось с Божией помощью. Именно потому после недавнего ремонта и оборудования паломнического центра, было совершено освящение епархиального центра.
Чин освящение совершил игумен Михаил (Тополев). После чего он сказал краткую проповедь:
– Паломническая поездка – одновременно: и дорога к святыне, и путь к своей собственной душе. Паломничество – большой духовный труд и огромная радость. Радость преодоления своих немощей и страстей, радость узнавания, радость поклонения святыне, радость победы. Первые паломники, которые шли поклониться Гробу Господню и местам земной жизни Спасителя, как знамение победы с собой из Палестины уносили пальмовые ветви. Первой паломницей была Пресвятая Богородица, которая часто посещала Вифанию, Гефсиманский сад, Голгофу; смотрела на все эти места глазами сердца, молилась, вспоминала. Так надлежит и нам.
Тульский епархиальный паломнический создан Определением митрополита Тульского и Ефремовского Алексия и Решением Епархиального совета Тульской епархии 9 сентября 2004 года. Местом его расположения определен Богородичный Щегловский мужской монастырь Тулы, имеющий статус епархиального подчинения. Председателем центра является архимандрит Клавдиан, наместник этого мужского монастыря.
Центр занимается организацией поездок по святым местам, как Тульской митрополии, так и к святыням общецерковного масштаба и значения, а также приемом, размещением и питанием паломнических групп и делегаций, прибывающих в Тульский край.
– Конечно, мы понимаем, что современное паломничество внешне очень отличается от прежнего, – говорит Антон Тукмаев, заместитель председателя паломнического центра. – Еще в XIX веке многочисленные поклоннички, как на Руси говорили в просторечье, исполняя обет, шли пешком в далекие монастыри на поклонение угодникам Божием. Шли пешком, на сухариках и водичке, от храма к храму, неся в котомках только Святое Евангелие; смиренно претерпевая зной и стужу, усталость и голод. Времена изменились. Паломникам сегодня не надо терпеть те же трудности и лишения, но суть паломничества не изменилась – побывать в святых местах, поклониться святыням, подивиться красоте Божьего мира, а главное – преодолеть гордость, уныние, эгоизм.
Направления паломничеств в старинные монастыри и храмы
У современного паломничества много составляющих: молитва в дороге, участие в богослужениях, путевая информация, рассказ на месте, трапеза, размещение, транспорт, различные организационные моменты.
По субботам, воскресеньям, двунадесятым и местным церковным праздникам группы Тульского епархиального паломнического центра совершают паломничества в древние обители и города для ознакомления с их историей и святынями, посещают храмы, где не прерывалась молитва, и храмы, которые только начинают возрождаться.
Центром разработано около ста маршрутов, включая православные святыни Москвы, Калуги, Рязани, Пскова, Санкт-Петербурга и так далее.
Наибольшим спросом пользуются поездки в старинные монастыри, известные еще в прошлые века духовные центры. Это Оптина пустынь, Шамординский Казанский монастырь, который создал старец Амвросий Оптинский. А также Троице-Сергиева лавра.
Покровский монастырь в Москве привлекает паломников потому, что там хранятся святые мощи св. блаженной Матроны Московской, которую в Туле называют еще и Тульской и Себинской (с. Себино Тульской области – родина св. Матроны). В этой поездке после того, как паломники поклонятся святой Матроне, они направляются в Новоспасский монастырь, расположенный рядом, там после Божественной литургии всегда служат молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Всецарица», которая написана на горе Афон в монастыре Ватопед лет 20 тому назад специально для России.
Особое место занимают паломничества по святым местам Тульской митрополии: «Тула православная», «Древнейшая обитель Земли Тульской» – Венев-монастырь, «Поле Русской славы» (Куликово поле, Папоротки – Казанский монастырь), «Святыни Земли Белевской и Одоевской» – Макариевский Жабынский и Анастасов монастыри, храмы и монастырь города Белева, «Родина святой блаженной Матроны Московской и Себинской», «Святыни Земли Алексинской – с. Колюпаново», храмы г. Алексина.
Таковы важные направления деятельности Тульского епархиального паломнического центра.
Богословие иконы и тульская линия старчества
В Туле очень интересен Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь. Но даже в нашей области о нем еще не все знают, потому в график поездок, который центр развешивает в храмах Тульской епархии, включается сообщение о бесплатной экскурсии в Щегловском монастыре, которую проводят в последнее воскресенье каждого месяца. Люди приходят на экскурсию и начинают понимать, что порой ездят в очень далекие монастыри, а о том, что есть в родном городе, забывают. После экскурсии по монастырю, которая обычно нравится людям, они информируют об этом своих родных и знакомых. И те также приходят в монастырь, или даже организуют группу на своей работе.
Щегловский монастырь интересен тем, что в 1868 году учрежден как единственная в мире обитель в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Поразительна история этой иконы, которая началась в годы создания и развития христианского богословия, она показывает, что в Господе нашем Иисусе Христе две природы – Божественная, как у Второго Лица Пресвятой Троицы, но и земная, так как его родила Пресвятая Дева Мария и вскормила Богомладенца. Эту икону прославили не кормящие матери, а строгие афонские монахи. Богословие этой иконы очень глубоко: «Божия Матерь вскармливает Сына – Богомладенца, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком» Слова Божьего, дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия». Это богословие иконы – завет афонских монахов: от азов Православия переходить к крепкой вере и глубокому Богословию. Один из путей духовного возрастания – под старческим руководством. Щегловский монастырь создан как тульская линия старчества, после учреждения обители сюда приехали четырнадцать учеников глинских старцев – иеромонахи, монахи и иноки. Эта тема раскрывается во время экскурсии по Богородичному Щегловскому монастырю.
Поклонение святыням тульских храмов и обителей
Древнейший Венев-монастырь известен и интересен тем, что по преданию в Венев-монастыре был преп. Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Преподобный Сергий приходил в обитель пешком, чтобы навестить своего ученика – игумена Петра. Он подарил ему жезл, власяницу и посох. Реликвии еще долго хранились в Венев-монастыре. В XIV веке в Веневе-монастыре состоялась историческая встреча Сергия Радонежского, игумена Петра и князя Дмитрия Донского.
В южной части, в особой каменной нише Никольской церкви в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В 1570 г. по ложному доносу в Венев-монастырь был сослан Иоанном IV новгородский архиепископ Пимен (Черный). До сих пор сохранился в Веневом-монастыре каменный мешок, где томился святитель Пимен.
Часто приезжают группы из нашей и соседних областей в Жабынский Макариев монастырь, в России достаточно широко известен его основатель – Макарий Жабынский. Он основал обитель еще в последней четверти XVI века, но в первой четверти XVII века ее сожгли поляки. И, тем не менее, когда преподобный Макарий, скитаясь после пожара, встретил в лесу умирающего польского воина, он ради того, чтобы утолить его жажду, взмолился Богу, ударил посохом о землю, и тогда забил из земли чудесный родник, который бьет до сих пор. Вот это и есть любовь к людям и молитва о врагах. Паломники знают и о святом источнике и о купальне в Жабынском Макариевом монастыре.
Любят люди бывать и в селе Колюпаново Алексинского района, здесь по предсказанию святой блаженной Евфросинии – бывшей княжны Вяземской, флейлины Екатерины II – создан Казанский женский монастырь. Блаженная старица Евфросиния собственными руками ископала здесь небольшой колодезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Больные с верой почерпали воду из «матушкина колодца», как называли его тогда и называют теперь окрестные жители, и действительно получали исцеление или облегчение своих недугов. И теперь известны чудеса исцеления.
Развитие молодежного паломничества
Тульский епархиальный паломнический центр привлекает молодежь в свои поездки. В поездках до трети паломников имеют льготы, обычно это дети и юношество. Приветствуется центром посещение тульских святынь группами из местных общественных организаций, в том числе и молодежных. Для таких групп, конечно, проводятся бесплатные экскурсии и трапезы, чаепития в монастырской трапезной. Приезжали в Богородичный Щегловский мужской монастырь группы детей-инвалидов из Подольска, Тульского интерната для слабослышащих детей, Обидимского интерната Тульской области, Зареченского реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Тулы. Центр принимал юных паломников из благотворительного фонда «Добродетель-Тула» в Богородичном Щегловском монастыре. Группа паломников из Тульского общества матерей с детьми-инвалидами «Свет ты мой» совершила поездку по старейшим храмам и монастырям нашего города. Юные паломники из школы поселка Барсуки вместе со своими педагогами побывали в Щегловском монастыре города Тулы.
Тульский епархиальный паломнический центр организовал паломническую поездку для участников Духовных бесед и учащихся воскресной школы Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы. Это было общее выездное занятие для Духовных бесед и учащихся воскресной школы по теме «Женское монашество». Маршрут пролегал в глубинку Тульской области, в поселок Епифань и село Папоротка, туда, где находятся центры женского монашества – Успенский женский скит, подворье Троице-Сергиевой лавры, и Свято-Казанский женский монастырь.
Была организована поездка в Давидову пустынь и в Мелихово (чеховские места) для Тульской организации молодых инвалидов. Организовали две благотворительные поездки для школ, куда обычно приглашают выступать наших иеромонахов.
Общеобразовательные школы просят наших экскурсоводов сопровождать их учащихся в поездках по святым и историческим местам России – на Куликово поле, в Звенигород, Троице-Сергиеву Лавру и другие места. Наши экскурсоводы, рассказывая об истории нашей Родины, знакомят с жизнью святых и историей икон и монастырей, показывают неразрывную связь истории России и истории Православной Церкви. В поездках мы стараемся создать теплую атмосферу для ребят, покормить их в монастыре, напоить чаем.
Развивается сотрудничество с высшими учебными заведениями: уже не один раз состоялись паломничества по маршруту «Тула православная» студентов Тульского педагогического университета. Молодые прихожане московского храма иконы Божией Матери «Знамение» совершили паломничество по маршруту «Тула православная». Сопровождал группу председатель центра архимандрит Клавдиан. Приезжала молодежная группа из белорусского города Волковыска.
Воскресная школа имени преподобного Сергия Радонежского при Тихвинском храме г. Ступино совершила паломническую поездку к святыням Тульской земли. А также учащиеся воскресной школы Иоанно-Богословского монастыря г. Саранска Мордовской епархии вместе с родителями под руководством игумена Варфоломея (Васюкова)..
Третье направление – святыни Вселенского Православия: Израиль, Святая земля. Поездки к святыням Вселенского Православия Тульский епархиальный паломнический центр организует в сотрудничестве с Паломническим Центром Московского Патриархата.
Главным в паломничестве является молитва и поклонение святыням, участие в богослужениях
Продолжают действовать паломнические отделы нашего центра: в Свято-Успенском Новомосковском мужском монастыре, в Пречистенском храме, в храме преп. Сергия Радонежского. Общество «Милосердие» организует поездки для прихожан храма в честь Всех Святых. Созданы паломнические отделы в Спасском храме в Заречье, в тульском храме преп. Серафима Саровского и в храме Киреевска. Развивается сотрудничество с районными и городскими приходами Тульской епархии.
Второе направление — это святыни соседних епархий: Московской, Калужской, Рязанской, Липецкой, Тверской. Святыни и монастыри епархий России – Курской, Брянской, Нижегородской, Новгородской, Санкт-Петербурга, а также островов Соловки и Валаам. Центром разработано около ста маршрутов.
Велико значение миссионерской, катехизаторской и благотворительной функции паломнического движения. В поездках совершается совместное молитвенное правило, читаются акафисты и каноны. Дается путевая информация о святом месте, куда организована поездка. Во время самой поездки главным является участие в богослужениях – литургии и молебнах, поклонение святыням.
Главным в паломничестве является молитва и поклонение святыням, участие в богослужениях, то есть то, что духовно питает и укрепляет. Паломничество всегда было и до настоящего времени остается частью религиозной жизни каждого верующего человека. Современные паломнические поездки способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Паломничество — это процесс, однажды начавшийся и продолжающийся в течение всей жизни.
Насущной задачей является повышение профессионального уровня людей, которые работают с паломническими и туристическими группами. Они должны быть современными и интеллигентными, способными грамотно говорить по-русски, знающими свою историю, умеющими заинтересованно рассказать о святых местах и могущими помочь своим гостям соприкоснуться со святым местом, передать им, может быть, свое настроение, свое понимание, свой религиозный опыт. И в нашем центре есть такие люди – грамотные, современно мыслящие и в то же время глубоко верующие и воцерковленные экскурсоводы.
Деятельность паломнических структур, особенно монастырских, является формой церковной проповеди, миссии, и не имеет отношения к коммерции.
– Для многих посещение храмов и монастырей – это первое соприкосновение с Церковью, – говорит Виктория Резаева, сотрудница Тульского епархиального паломнического центра. – Человек едет посмотреть исторический памятник, архитектурный ансамбль. Его приводит туда эстетическое чувство или любовь к истории. А кем он оттуда выйдет – удовлетворившим свое любопытство экскурсантом или православным христианином? Все зависит от того, что с ним произойдет в момент посещения святыни. Откроется его сердце, его ум к восприятию слова Божьего или останется глухим.
– Для меня паломничество – это важная часть моей религиозной жизни, это источник, из которого я черпаю вдохновение жизни, – говорит Елена Аксенова, активная паломница. – Радость дает Сам Господь, ведь Господь создал человека для радости. Высшее счастье для человека – общение с Богом. Святые места помогают человеку обрести это счастье.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра