При храме Преподобного Сергия Радонежского прошла духовная беседа, на которой присутствовали прихожане храма, участники поэтического клуба «Родник» и православного молодежного движения.
Мероприятие, посвященное памяти священномученика Иллариона Троицкого провел иерей Андрей Еринков. В ходе вечера священник рассказал о жизни и подвиге святого и зачитал некоторые сведения из подготовленного доклада: «Святитель Илларион Троицкий является нашим земляком, он родился в 1886 году в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Алексия Троицкого. При крещении ему нарекли имя Владимир, а через двадцать семь лет Владимир Троицкий принял монашеский постриг в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры с именем Илларион.
Важно отметить, что будущий святитель закончил Тульскую духовную семинарию. Я, будучи сам семинаристом, учился и жил в тех же отреставрированных старинных помещениях, где священномученик Илларион.
По окончании семинарии он поступил в Московскую Духовную академию и блестяще закончил ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. После этого его оставили при академии профессорским стипендиатом. В 1913 году он получил ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви». Епископ Илларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратьев-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».
Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Для обновленцев он стал грозой, в их глазах он был неотделим от Святейшего Патриарха Тихона. Обновленческие заправилы чувствовали, что архиепископ Илларион мешает им, и потому употребили все усилия, чтобы лишить его свободы. В декабре 1923 года архиепископ Илларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Находясь на Соловках, архиепископ Илларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве.
Удивительным было отношение владыки к окружающим, святитель умел распознавать образ Божий в любом человеке. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, когда у него просили. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными.
В декабре 1929 года архиепископа Иллариона направили на поселение в Среднюю Азию, в город Алма-Ату, сроком на три года. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из ленинградской тюремной больницы, куда его поместили, он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге; в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу». В больнице ему заявили, что его надо обрить, на что Преосвященный ответил: «Делайте теперь со мной, что хотите». В бреду он говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет». В этот день святитель Илларион отошел ко Господу. Митрополит Серафим Чичагов, занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу поставили белое архиерейское облачение и белую митру. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия».
Рассказ отца Андрея дополнила Наталья Николаевна, сотрудник храма Преподобного Сергия Радонежского, которая долгое время изучала житие святого. Она познакомила присутствующих с книгой «Неугасимая лампада», автором которой является Борис Ширяев, лично знавший святителя Иллариона. В ней рассказывается о бесчинствах, творимых большевиками в величайшей святыне русского народа – Соловецком монастыре: «Огромная внутренняя сила его проявлялась с первых же дней пребывания на каторге. Он не был старейшим из заточенных иерархов, но разом получил в их среде признание высокого, если не первенствующего авторитета. Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Иллариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью, то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над «опиумом», – зачитала Наталья Николаевна о святом. – Я зачитала характеристику владыки Иллариона на момент пребывания его в заключении, но существует еще много рассказов о том, как жили на Соловках, и о событиях, в которых участвовал владыка Илларион. Хочется упомянуть еще один момент: пребывая в заключении, владыка Илларион добился разрешение на Пасхальную службу, единственную на Соловках разрешенную – заутреннюю, которая стала потрясающей памятью для ее участников. Святитель Илларион уговорил начальника лагеря дать на эту ночь древние хоругви, кресты и чаши из музея. Служба была неповторима, десятки епископов возглавляли крестный ход…».
По окончании беседы ее участники договорились, что на следующей встрече, которая состоится уже в новом году, они продолжат дискуссию на заинтересовавшую всех тему, посвященную изучению священномученика Иллариона Троицкого.
Татьяна Шитова