Дорога на Рязань идет через древние русские города и села, паломники смотрят из автобусного окна на снежные поля, леса, деревушки и настраиваются на встречу со старинной Рязанью.
Богатая и во многом трагичная история этого города исполнена примеров необычайного героизма и святости. Достаточно указать, что лишь только за время княжения святого благоверного князя Олега город Переяславль Рязанский (так Рязань называлась в древности) разорялся татаро-монголами двенадцать раз, но вновь и вновь восстанавливался и возрождался.
Вставай, Люба, ходи и юродствуй…
Как только автобус прибыл к конечному пункту назначения, паломники направились в центр. Город Рязань тульским паломникам очень понравился. В центре сохранились целые улицы, застроенные деревянными домами, на которых много резных деревянных украшений.
В 1788 году на самой окраине Рязани, у тракта на Астрахань, была выстроена Никольская церковь, прозванная Николо-Ямской. Строилась она на добровольные пожертвования ямщиков и была посвящена св. Николаю Чудотворцу, покровителю всех странствующих. В те времена в этих местах селились в основном ямщики, которые и были прихожанами храма. Если в храме проходило венчание, то после обряда молодые под звон колоколов совершали на тройке три круга вокруг церкви. Говорят, что семья после этого стояла нерушимо. Была у храма еще одна особенность. В нем бил родник, поивший прихожан изумительно чистой и вкусной водой.
Тульские паломники посетили подворье Иоанно-Богословского монастыря – храм святителя Николая в Ямской слободе, где находится список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамения» Корчемной.
Ее первый образ, созданный неизвестным иконописцем для одной рязанской семьи, был списком с другой чудотворной иконы Божией Матери – «Знамения» Новгородской. В середине XIX века он оказался у некой вдовы, страдавшей от страсти винопития. Однажды, омраченная действием этого недуга, она решилась заложить в корчму свою икону Божией Матери – родительское благословение. Но корчемник, убоявшись гнева Божиего, стал отговаривать женщину, однако она сказала: «Пусть икона останется у тебя, а потом я ее выкуплю». Когда у вдовы появились средства, она действительно отдала их корчемнику за икону, однако ночью святыня вновь оказалась у корчемника. Тогда несчастная уразумела, что своими грехами так прогневала Матерь Божию, что Она предпочла остаться в корчме вместо ее дома. Горячее раскаяние охватило душу женщины, и с того момента она навсегда оставила пагубный грех винопития, а от иконы вскоре начали происходить многочисленные чудеса.
В настоящее время святой образ пребывает в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии, а его список на подворье, и многие молящиеся перед ним исцеляются от алкоголизма, наркомании и прочих страстей и болезней.
Рядом со списком с чудотворной иконы, на солее храма святителя Николая в Ямской слободе почивают мощи святой блаженной Любови Рязанской.
Любовь Семеновна Сухановская родилась больше ста шестидесяти лет тому назад и с детства была лишена способности самостоятельно передвигаться. Но она не теряла надежды и веры и молилась святителю Николаю Чудотворцу об исцелении. Когда Любушке исполнилось пятнадцать лет, ей явился святитель Николай и сказал:
– Вставай, Люба, ходи и юродствуй…
После этого она стала здоровой. Духовник Любы подтвердил благословение святителя, и девушка утвердилась в намерении взять на себя этот тяжелый крест. Господь даровал ей дары прозорливости и чудотворения. Часто она брала ножницы, вырезала из бумаги различные фигурки и давала их людям. Паровоз или лошадка означали, что человека ожидает дорога, венок – замужество, гроб – смерть.
Любушка предсказала революцию и во время гражданской войны укрепляла сестер Казанского женского монастыря в монашеском подвиге.
Почила подвижница почти сто лет тому назад, а 12-го января 1987-го была причислена к лику Рязанских святых.
Побывав на подворье Иоанно-Богословского мужского монастыря в Николо-Ямском храме и в часовне в честь образа Богородицы «Живоносный источник», тульские паломники приложились к мощам подвижницы земли Рязанской святой блаженной Любушки, а затем отправились в Рязанский кремль.
Чудо Василия Рязанского
Величественный ансамбль Рязанского кремля расположился в месте слияния рек Трубежа и Лыбеди. Центральное место в этом ансамбле занимает Успенский собор, построенный в 1693 – 1699 годах. Вошли в Христорождественский собор, приложились к мощам святителей Рязанских – Василия, Гавриила, Мелетия, и другим святыням, пребывающим здесь. Побывали в Преображенской церкви («Спас на яру»), помолились перед древним образом XV века святителя Николы Можайского, выполненном из дерева.
Под великолепной сенью находится величайшая святыня – ковчег с частицей Ризы Господней.
А слева, на солее, почивают мощи самого почитаемого небесного покровителя Рязани – святителя Василия. Первое чудо из жития святителя Василия связано с его прибытием в Рязань из Мурома. По преданию, после того, как муромчане изгнали его, ложно обвинив в грехах, Василий Рязанский расстелил на воде монашескую мантию и на ней, как на лодке, отправился вверх по течению Оки…
Даже после его смерти верующие описывали многочисленные случаи избавления от невзгод по обращенным к нему молитвам. Одно из последних свидетельств о помощи Василия Рязанского относится ко времени Великой Отечественной войны. Тогда на Кремлевском валу, ожидая воздушных атак врага, поставили зенитки. Орудий было мало, ночь тянулась бесконечно долго… А поутру многие солдаты рассказывали, что видели на валу святителя Василия, который благословлял город. В тот день на Рязань не упало ни одной бомбы.
Мощи святителя Василия хранятся в Христорождественском кафедральном соборе Рязанского Кремля.
Дух молитвы с Афона в Рязанский Иоанно-Богословский монастырь
Затем паломники приехали в Иоанно-Богословский мужской монастырь с. Пощупово. Помолились перед святыми иконами о себе и о своих детях, обо всех милующих нас и заботящихся о нас.
Узнали, что Богослужения в обители проходят по Афонскому уставу, ведь почивший недавно архимандрит Авель, бывший здесь настоятелем, долгое время служил на Святой Горе Афон. Ему удалось перенести дух молитвы с Афона в Рязанский монастырь. Почил он 6 декабря 2006 года в день памяти святителя Митрофана Воронежского, которого глубоко почитал.
Во время экскурсии по монастырю паломники ознакомились с историей обители, ее храмов, пребывающих здесь святынь.
Время основания монастыря доподлинно неизвестно. Предание указывает на его основание до монгольского нашествия. Монастырь прославился своей чудотворной иконой святого евангелиста и апостола Иоанна Богослова, к которой Батый, устрашенный явлением апостола, «приложил герб и печать свою златую». К сожалению, сегодня чудотворная икона утрачена.
В храме в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских (в подклете Богословского собора под алтарем) находятся три гроба настоятелей обители: архимандрита Зосимы, архимандрита Тихона, архимандрита Виталия. Паломники поклонились им и находящейся слева от алтаря гробнице архимандрита Авеля.
В братском корпусе посетили храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. В храме хранятся ковчеги со святыми мощами, чтимые иконы и другие святыни.
Верующие искренне надеются на чудо
Так уж повелось, что в минуту горя православный люд обращает свои молитвы к святым покровителям… В Рязанском соборе святых – почти 90 имен. Среди тех, кто канонизирован церковью – священнослужители, чья жизнь являла собой беспримерный духовный подвиг, новомученики, погибшие в годы гонений на веру… Но есть среди почитаемых за свои деяния рязанских святых и те, обращаясь к кому в молитвах, верующие искренне надеются на чудо.
– Как понимать чудо? – разговаривали между собой паломники. Одни говорили, что это исцеление от болезни, другие возражали, что человек может выздороветь только при успешном лечении.
Для кого-то чудо – это когда супруги, которые хотели разводиться, примирились и начали жить в мире и согласии, даже венчались. Но кто-то сочтет, что это обычная житейская история, и понятие «чудо» к ней вряд ли применимо…
– А на мой взгляд, «чудо»– это для каждого что-то свое, сокровенное, – сказала Валентина Белова. – То благое, чего желаешь ты всей душой. Главное – верить… Вот и получается, что чудо – это Промысел Божий в ответ на твою горячую молитву.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра