В рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя состоялся семинар «Психологические проблемы и церковная жизнь» под председательством митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия и кураторством психолога, преподавателя Хабаровской духовной семинарии Натальи Скуратовской.
Судя по тому, что в помещении аванзала Зала Церковных Соборов почти не было свободных мест, возможность поучаствовать в нем заинтересовала многих, в том числе представителей издательского отдела Тульской епархии.
Работа психолога, психотерапевта, психиатра еще недавно с настороженностью воспринималась православной аудиторией, ведь, по мнению большинства, лучший практикующий психолог – это опытный священник. Но знания в этой области не помешают и духовенству, и мирянам, ведь в сложных психологических ситуациях помощь никогда не бывает лишней.
Не допустить подмены
Как не подменить желаемое действительным? Как вовремя провести черту между греховными помыслами и делами? И как, внешне оставаясь в русле церковной жизни, не свернуть с истинного пути? Многие ответы дает христианская психология – то новое, что позволяет верующему человеку разобраться в своем внутреннем мире и правильно расставить акценты.
Аналитический психолог, главный редактор портала «Матроны.ру» Лидия Сиделева посвятила свое выступление особенностям взаимодействия с «травматиками» в психотерапии и душепопечении.
По словам Л. Сиделевой, «травматик» – это человек с душевными травмами, тот, кто нуждается в особо бережном и осторожном подходе. Но зачастую внутренний конфликт возникает у верующих людей, не получивших серьезной душевной травмы.
Православных часто не без основания обвиняют в отсутствии радости на лицах – страх, вина и стыд для некоторых из них являются единственно переживаемыми чувствами, ведь каждое движение души кажется им темным и греховным. Как правило, это ранние неофитские проявления, и хорошо, если они быстро проходят. Но опасны экзальтация и возбуждение только что переступивших порог церкви – чересчур усердные посты и поклоны, когда новопришедшие «домаливаются» и «упащиваются» до обмороков.
Случается и так, что доброе христианское стремление к Жизни Вечной уродливо трансформируется в сознании человека в отрицание ценности сегодняшнего дня. Тогда из многообразия жизненных целей значимой остается одна – как-то добрести до смерти, ведь только этим можно объяснить факт, что в повседневной реальности его ничего не радует. Такое искаженное восприятие действительности опасно, ведь оно погружает в греховное уныние, и тогда без помощи специалиста не обойтись.
Синдром Иова
Человеку, пережившему сильный удар – насильственную смерть близких, развод, болезнь ребенка или другую сильно травмирующую ситуацию – вряд ли пойдут на пользу советы о прощении обидчиков, видении своих грехов, покаянии: «Им противопоказано делать то, что им внутренне больно или страшно. Их нужно лечить, а не учить, осторожно восстанавливать, а не бодро подталкивать к самостоятельной активности. «Травматика» вылечит приобретение успешного опыта и действия, которые этот позитивный опыт дадут. А чтобы все получилось, нужно использовать метод малых шагов – идти вперед понемногу».
Автор выступления привела пример из Ветхого Завета, из книги Иова, где друзья, «утешая» потерявшего все в одночасье многострадального Иова, уговаривают его вспомнить, чем он все-таки согрешил. Это тот самый случай, когда близкие люди не смогли проявить должного милосердия, такта и понимания и, по сути, поступили жестоко.
Бывает, что причины боли в далеком прошлом – например, девушке с детской травмой отверженности долго будет казаться, что окружающие ее отвергают, и она будет дофантазировать все ситуации в соответствии с этой установкой. Поэтому важно помочь человеку на время обратиться из внутреннего мира во внешний, вернуться к настоящему из прошлого. А жить настоящим он сможет только тогда, когда включится в обычную жизнь и примет все мысли, которые приходят – то есть, когда он по-настоящему смирится.
Как именно нужно помогать человеку с посттравматическим синдромом? Готового ответа нет. Нужно, чтобы кто-то близкий не вел нравоучительных бесед и не старался залезть в душу, а просто ненавязчиво побыл рядом. Важно научиться молчать, чтобы почувствовать и сопережить боль другого. А само преодоление боли – небыстрый процесс, и, возможно, вместе вам предстоит долгое горевание, но есть и свет в конце тоннеля. Он в том, что душевная травма часто помогает обнаружить источник новых внутренних импульсов – многое переосмыслить и начать жить словно заново, ведь, по мнению ученых, в этот переломный момент происходят большие изменения в головном мозге – в нем возникают новые нейронные связи.
«Помочь может не только священник или психолог, но и любой ближний, если он будет стараться уподобиться Христу. Вместе с человеком преодолевая душевную боль, иногда нужно вместе спуститься в ад, чтобы выйти на свет Божий», – заключила Л. Сиделева.
Хорошо ли быть хорошим?
Марина Филоник – православный психолог, психотерапевт, преподаватель кафедры психотерапии МГППУ, автор публикаций, ведущая программы «Точка опоры» на канале «СПАС» на своем практикуме «Психологические механизмы искажений религиозного опыта» рассказала, с какими проблемами приходилось встречаться при психотерапии верующих. Самые частые «православные неврозы» – судорожная вычитка правил и канонов и переживание человека, что он самый ужасный грешник, а типичные проблемы – трудность осознания своих чувств, болезненная самооценка (дефицит ценности себя).
Невроз самооценки – лжесмирение – частая беда, таящая опасность для духовной жизни. Феномен подмены являет нам искреннюю убежденность в истинности представлений о себе: крайности от «я никогда не раздражаюсь, я идеален и спасусь» до «я страшный грешник, нет мне прощения».
Понятно, что самобичевание разрушительно. Но опасно и искажение восприятия себя в лучшую сторону, самооправдание – да, это защитный механизм нашего сознания. Ведь правда о себе, конечно, горька, и она отчасти скрыта от нас – не всякий разум выдержит ее. Но мы так хотели бы соответствовать тому, что в нас заложено – «быть хорошими»! При этом нужно понимать, что любой компромисс с правдой о себе самом духовно опасен, ведь он рождает заблуждение и ведет к фарисейству.
Психолог раскрыла и тему зависимости от авторитета в церкви – через проблему младостарчества и псевдопослушания. Беда в том, что происходит подмена понятий: послушание – это полное подчинение духовно опытному человеку своей свободы. Но отдать можно то, что имеешь – так отдавали свою вволю друг другу святые отцы – столпы нашей веры, А так и не повзрослевшая духовно, не обретшая свободы личность неофита что может отдать? Она лишь ищет, на кого взвалить ответственность за свою беспомощность и незрелость.
Кто я перед Богом?
Коснулась она и непростой и неоднозначной темы искажения Образа Божиего. Участники семинара выполнили небольшое тестовое задание – письменно дали ответ на вопрос, кто для меня Есть Бог и кто я перед лицом Бога? Используя методику спонтанного среза аудитории, психолог пригласила выйти в середину зала желающих из числа мирян и духовенства. Проанализировав записи, Марина Филоник установила, что на семинар пришла публика со здоровым восприятием Бога и своего «я», ведь большинство испытуемых словесно нарисовали не образ карающего и жестокого громовержца, а Образ Милостивого, Многотерпеливого, Любящего и Прощающего Отца и себя – как Его нерадивого и непослушного, но все-таки любимого сына.
Что может сделать священник на приходе, чтобы люди верно восприняли Образ Бога? Этот вопрос Марина Филоник предложила для дискуссии на следующих чтениях.
Также в работе семинара приняли участие другие специалисты, например, протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института Христианской Психологии.
Психолог, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ИХО РАО, преподаватель Международного института групповой психотерапии Виктор Семёнов представил практикум «Библиодрама – метод пастырской педагогики».
Декан факультета психологии Российского Православного Университета иерей Пётр Коломейцев поделился опытом работы психологической службы на приходе храма Косьмы и Дамиана в Шубине.
Руководитель православного кризисного центра при Патриаршем Подворье, член Ассоциации онкопсихологов России, главный редактор журнала «Русская православная психология», ведущий семинаров по кризисной психологии Михаил Хасьминский рассказал про особенности эмоционального и чувственного восприятия в духовном окормлении и психоконсультировании.
Итоги семинара подвела преподаватель курса «Практическая пастырская психология» Хабаровской духовной семинарии Наталия Скуратовская. Она выступила с докладом о проблемах внутрицерковных отношений в психотерапии священнослужителей.
Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии, фото автора