Накануне праздника Сретения Господня и отмечаемого в это время дня Православной молодежи митрополит Тульский и Ефремовский Алексий провел традиционную встречу с православной молодежью Тульской области в стенах Тульской православной классической гимназии.
После просмотра видеофильма со словом святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Совете Федерации, а также небольшого выступления творческого коллектива молодежного движения Всехсвятского кафедрального собора Тулы, владыка Алексий ответил на вопросы, волнующие современную православную молодежь.
В числе первых прозвучал вопрос о том, как Православная Церковь планирует развивать взаимодействие с молодежью.
– Я почувствовал, что есть добрые плоды от нашей прошлогодней встречи в таком собрании, но многое изменилось, и в связи с этим накопились новые вопросы.
Продолжая наш добрый диалог, обращу ваше внимание на тот факт, что еще совсем недавно духовенство было в основном преклонного возраста, а теперь много духовенства молодого.
Пастырское служение несут практически ваши ровесники, которым более понятны интересы и переживания молодежи, и одновременно с этим ясно, как строится приходская жизнь – что нужно людям преклонного возраста, как увлечь совсем малых деток и что предложить вам, молодым, чтобы деятельность эта была на радость людям и во славу Божию.
Молодое духовенство заинтересовано в том, чтобы творческий потенциал выражался и проявлялся в тесном соработничестве с вами. Конечно у них много забот, но тут как в русской пословице – дитя не плачет и мать не разумеет, поэтому не надо бояться подойти в батюшке и настойчиво показать ему, что у вас есть заинтересованность в том-то или в том-то.
Основная проблема сегодня для любой молодежи – это отсутствие места, где можно было бы собраться, чтобы наметить планы на будущее, провести какие-то встречи или душеполезные беседы, пригласить для творческого общения своих ровесников из внецерковной среды.
Таких помещений у нас еще мало. Безусловно, церковные дома понемногу возвращают епархиям, но они мало приспособлены для нужд современной православной молодежи. Надеюсь, что к осени уже завершатся работы в Преображенском соборе, и там на первом этаже будет достаточно места для того, чтобы и кружки организовать, и зал для конференций, и библиотеку и много еще нужного.
Молодежь также интересовалась мнением владыки Алексия о том, какие мероприятия и акции в молодежной среде могли бы способствовать возрождению морально-нравственных ценностей.
– Мероприятия могут быть разными, главное, чтобы это всегда было живым свидетельством трепетного христианского сердца, которое дышит приглашенной благодатью Божией.
Можно сделать, как в известном советском произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», чтобы тебя за это начальство похвалило и дало какой-то значок или вымпел. Христианин же сделает по-иному – так, чтобы видя доброе дело, прославили не его, а имя Божие. И другой человек, видя это, поймет, что сделано все бескорыстно и сам будет стремиться к тому же. Вот тогда это дело будет по-христиански правильным, и принесет добрый плод.
Традиционно молодежь интересовала тема возрождения семейных ценностей.
– Возрождение семейных ценностей происходить должно в сердце и уме человеческом! По христианскому пониманию, мы призваны к покаянию и переосмыслению, которое позволяет нам понимать и осознавать, что семья – это действительно малая церковь. Это та среда, в которой во взаимоопрозрачнивании и взаимопроникновении человек живет не для того, чтобы получить удовольствие от физического общения, но для того, чтобы живущий в каждом дар любви, влекущей друг к другу, помогал нам не забывать о Божественной сути любви, призывающей нас к послушанию. И в этом послушании мы должны сохранить этот дар, чтобы не превратить его в похоть, но сохранить в соработничестве с Богом в восприятии и продолжении человеческого рода.
Вот тогда благодать Божия будет действовать в нас изнутри, пробуждая то естественное, что есть в нас и чего мы в своем себялюбии не слышим и не чувствуем.
В таком подходе, через любовь к Богу в нас зазвучит и осуществится то, что именуется семейными традициями.
Не обошлось и без вопроса о первом духовном переживании самого митрополита Тульского и Ефремовского Алексия.
– Господь влечет к Себе каждого человека живым голосом нравственного чувства и совести, пробуждением познавательной способности, с детства проявляющейся в желании знать обо всем – «почему?», «зачем?» и «как?».
Получая ответы на эти вопросы, прежде всего, от бабушек и от одного дедушки, потому что отец отца погиб на фронте еще в начале войны, я научился и молитве «Богородице Дево, радуйся!», которую с особой радостью носил в глубине своего сердца.
Для меня Бог с детства был Кем-то родным, своим и близким, но впервые чувственно и продуманно я пережил опыт встречи с Ним после школьной реформы 1961 года. Все мальчики должны были приходить в школу не в привычных заправленных под ремень с блестящей бляхой гимнастерках, а в новых красивых кителях.
Мы с мамой приехали в жаркий летний день в специальный магазин «Смена» на станции метро «Сокол», где было множество покупателей. Пока ждали своей очереди, мама отвела меня в расположенный рядом храм Всех Святых и рассказала, что именно в нем меня крестили.
Служба уже закончилась, но свет так дивно вливался в этот храм сверху, и было так красиво, тихо и умиротворенно… В этой атмосфере благолепия, внимательно всматриваясь в иконостас, я почувствовал внутри себя очень четкое звучание и ощущение пребывания в родном доме, которые остались во мне на всю жизнь как путеводная звезда.
Это опыт, который, наверное, переживал каждый христианин, безусловно, по-своему. Главное – не забывать этого однажды услышанного звучания Божественного зова и возвращаться к нему постоянно в своей жизни.
Далее владыка Алексий пояснил, что значит непрестанная молитва, о которой говорил еще апостол Павел.
– Нужно иметь правильное представление о молитве. Это не просто опыт, когда-то пережитый апостолами или святыми отцами Церкви и записанный для того, чтобы мы его повторяли, оглашали или через это слово просили о чем-то Господа. Когда своих сил не хватает, тогда и просим Бога о помощи – это неправильно.
Молитва есть непрестанное хождение пред Богом, то есть, непрестанное состояние внимания нашего духа, которое напоминает настройку приемника – мы постоянно должны улавливать изменение волн и настраивать себя на их звучание, чтобы и самому становиться носителем того содержания, которое она несет.
Где бы ты ни был, всегда следует помнить, что ты – перед Богом, а через это и жить так, и молиться так, что мы живем и чувствуем себя лишь потому, что Бог всегда нас называет, а если это название со стороны Бога кончится, то человек перестанет ощущать свою инаковость. И этого звучания Бога в нас нельзя забывать никогда.
Как ребенок, когда ему чего-то не достает, хватает маму за руку или ищет глазами отца, вот также и мы везде и во всем должны молить Бога.
Даже в любой мелочи, вплоть как у меня было в студенческие годы – я между лекциями и делами перемежал каждую минуту молитвой к Господу, чтобы Он помог мне успеть на автобус или метро, сдать лабораторную или что-то еще, чтобы выкроить время и попасть на пение акафиста в церковь.
Такая молитва наполняла наши сердца и жизни, давая неиссякаемые силы к продолжению поиска себя в Боге. Мы понимали, что Богу можно докучать о простых вещах и что Он слышит, и что Его рука ведет тебя, и что Ему очень хорошо и нравится, когда ты Ему так докучаешь и живешь не по ветру своей головы, а по Его слову и призыву.
В завершении встречи прозвучал вопрос о недавней встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с папой Римским Франциском.
– У всех было общее впечатление, что это действительно историческая встреча. И так оно и есть, потому что не было никогда общения в таком формате между Предстоятелями Русской Православной Церкви и Римско-католической.
Побуждающим мотивом для этого исторического события стали не какие-то внутрицерковные побуждения для решения вопросов канонического или литургического служения, а общее понимание пастырской ответственности и звучание пастырского христианского голоса в жизни народов всей Земли сегодняшнего дня.
И чтобы это не было голословно, голос этот подтвержден документом, который все мы увидели и который звучит уже не как частное мнение авторитетных лиц, но и как голос всего христианского содружества.
В этом документе более 30 пунктов, касающихся всех сторон современной жизни, в том числе и отношений Православной и Римско-католической Церквей в том поле, где они соприкасаются на территории современной Украины. Ведь сегодня там есть группы, принадлежащие к Римско-католической Церкви, позиционирующей себя сестрой по отношению к Православию, выступают гонителями православной веры – проливают кровь, отнимают храмы и убивают православных священников и прихожан.
И в подписанном Предстоятелями документе четко прозвучало, что любое насильственное принуждение к изменению веры, независимо от предлогов и мотиваций, не является христианским путем. Это заявление стоит очень дорого!
В этом смысле публично подписанный и оформленный документ – это факел и путеводная звезда, сияющая сегодня для многих людей.
Очень мудро сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл, что он чувствует дыхание Святого Духа в этой встрече большой надежды, показывающей, что у нас есть потенциал к взаимному, по-христиански трезвому сослужению в кротости и смирении. Тогда, если Бог поможет, будет и соответствующий плод.