Интервью председателя информационного отдела Тульской епархии иеродиакона Илариона (Колобова) телеканалу «Первый Тульский» по случаю принесения ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы из Казанского кафедрального собора города Санкт-Петербурга в город Тулу.
Сегодня в Тулу пребывает частица Пояса Богородицы, что является духовным праздником для верующих мирян, а что для вас, как для священнослужителя, значит возможность прикоснуться к одной из величайших святынь Православия?
Это дивное событие и большая радость в жизни каждого верующего человека, свидетельствующие о великой благости Божией! Сама Царица Небесная через частицу Своей одежды согревает нас материнской любовью и заботой, сродные тем, что оказывала Она своему Божественному Сыну, что позволяет нам действенно осязать присутствие благодатной силы и невидимой энергии, способной войти в наши сердца и пробудить наши чувства, источником которой является Сам Господь.
Как и для многих верующих для меня нынешнее событие является проявлением милости Господа и призывом Матери Божией задуматься о состоянии своей души, что-то изменить в своей жизни и приблизиться к христоподобию, чтобы предстательством Царицы Небесной Господь привел к Себе каждого ищущего Истины человека (Ин. 14:6).
Мы видели у Пояса Богородицы людей разных возрастов и социального положения. Как вы думаете, они испытывают чувства, схожие с вашими?
Становясь свидетелями поистине чудесного события нас переполняют чувства, которыми мы можем охарактеризовать состояние своей души и своего духа, плоды которого суть любовь, радость и мир (Гал. 5:22). Отрадно видеть детей, которые с улыбками на лицах приходят со своими родными и близкими поклониться святыне.
Думаю все они, переживая разные чувства, испытывают и общее, главное для всех чувство радости, благоговения и сокрушенного сердца пред образом Богоматери, прикрывающей, защищающей и утешающей Своих попавших в беду детей, принимающей в сердце Свое все наши горести, страдания и безудержную боль земного существования человека.
Говоря о личном опыте, отмечу, что после богослужений, подобных нынешнему, человек ощущает присутствие благодати Святого Духа. Выходя из храма, человек верующий задумывается о том, как не расплескать в себе эту благодать в дальнейшей жизни, как сохранить эти чувства, переполнявшие его в миг благодатного прикосновения к святыне.
Помолившись от всего сердца Божией Матери, прикоснувшись к видимому нами следу Её земного бытия, через веру в милосердие и заступничество Богородицы мы должны стремиться к тому, чтобы стать благопотребными сосудами, годными для принятия духовного мира и благодати Святого Утешителя Духа Истины.
Человеку не церковному сложно понять, что такое благодать…
Благодатью называется всякий дар Божий, получаемый нами без всякой, с нашей стороны, заслуги, а только по бесконечной благости Божией. В этом смысле благодатью Божией называют и блага земные, как материальные, так и духовные. Благодатью Божией можно назвать и наше телесное здоровье, и счастье земной жизни, и спокойствие души, и мир общественный. За все эти блага мы возносим благодарение Богу, о всех этих благах мы молимся в наших ежедневных молитвах. В более узком смысле благодатью называются Божественные силы, которыми Бог устрояет наше духовное благо и спасение души.
Для того, чтобы не утратить чувство благодати Святого Духа, которая помогает нам и спасает нас не без нашего участия, а непременно при условии нашей крепкой веры, необходимо подвизаться в добрых делах, следовать за Христом по пути отцепреданного православного христианского благочестия. Этому учит нас сам Господь: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).
Достаточно ли просто прийти, чтобы прикоснуться к святыне или необходимо как-то по-особенному готовиться к этому событию?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Все мое счастье и несчастье заключается в сердечных мыслях и расположениях. Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиной Божией или с волей Бога моего, тогда я покоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет – беспокоен, исполнен духовного, душетленного мрака, тяжести, уныния. Если совершенно переменю мысли и расположения сердца ложные, богопротивные на истинные и Богу приятные, тогда опять покоен и блажен».
Вот с таким настроем и следует идти в храм и, к сожалению, есть люди, которые, как вы точно подметили, «просто приходят». Так же «просто приходят» освятить куличи на Пасху или набрать Крещенской воды.
Мы должны понимать, что вера и жизнь верующего человека – это не набор штампов и ритуалов. Поэтому, собираясь в храм, следует, прежде всего, спросить: «Что я могу сказать Богородице»?
Отвечая на этот вопрос, следует быть честными перед самим собой, что означает открыть свои душу и сердце перед Господом и подумать о своих грехах, о своей духовной жизни, и сопоставить, насколько моя жизнь соответствует тому образу и примеру, который явила в земной жизни Царица Небесная.
С Ее благодатной помощью нам следует постараться возвысить себя и свое внутреннее настроение от земного к духовному – «в Горнем да будут сердца»! – возглашает священнослужитель за каждой Божественной литургией.
А затем попросить в молитвах, чтобы Божия Матерь исцелила наши душевные и духовные немощи и страсти, ходатайствуя о прощении наших грехов перед Сыном Божиим и Спасителем нашим.
При этом следует понимать, что мы приходим к святыне не за материальным богатством, успешной карьерой и прочими благами, – ведь всё это, по слову Божию, прило́житься, если, прежде всего, будем искать Царствия Божия и правды его (Мф. 6:33).
Мы припадаем к святыне и просим Богоматерь, чтобы Она укрепила наши духовные силы и помогла увидеть себя изнутри! А мы, в ответ, укрепляемые благодатью Божественной, начинали бы работать над собой, контролировать свои греховные мысли, желания и чувства, не давая им развития, не допуская услаждения ими, потому что помышление на праведном Суде Божием, по слову преподобного Ефрема Сирина, будет судиться наравне с поступком.
Ваши пожелания тулякам и гостям города, в связи с таким важным духовным событием, как прибытие в Тулу святыни – ковчега с частицей Пояса Богородицы?
Молитвами Пресвятой Богородицы желаю всем, прикладывающимся к Ее Поясу, обновить свою веру в вечно-живые, но сокрытые мраком человеческого грехопадения евангельские истины. Пусть не оставит Божия Матерь прошений наших, ибо сказано: «Просите и дано будет Вам» (Лк. 11:9).