В Новомосковском благочинии Тульской епархии состоялся выездной семинар по информационной работе. В начале встречи руководитель информационного отдела игумен Агафангел (Болдин) поблагодарил благочинного церквей Новомосковского и Куркинского округов Тульской епархии архимандрита Лавра (Тимохина) за ответственное отношение к информационной работе, представленной в благочинии на достаточно высоком уровне.
В ходе встречи представителей епархиального информационного отдела с духовенством и сотрудниками, осуществляющими информационно-просветительскую работу в благочинии, были обсуждены вопросы присутствия «голоса Церкви» в информационном поле современного общества.
«Мирское служение, заключающееся в проповеди евангельских идеалов, может быть эффективным при наличии механизмов взаимодействия Церкви с внешней средой, – отметил игумен Агафангел (Болдин). – Учитывая, что современное общество не только внимательно относится к Православию, но и испытывает своеобразный информационный голод, в Тульской епархии пять лет назад был реструктурирован информационный отдел. Его основной задачей стал рассказ о духовно-нравственных ценностях Православия, реализуемый через рассказ об образовательных, социальных, культурных и научных проектах Церкви на доступном для невоцерковленного обывателя языке. С целью формирования единой системы епархиальной информационной деятельности были разработаны методические рекомендации, основанные на требованиях Синодального информационного отдела.
Информационная работа сегодня – необходимость, которой не удастся избежать или переждать на приходе, ничего не делая. Современность диктует новые формы общения, применение которых в пастырском служении и вовлечении людей в приходскую жизнь, в жизнь с Господом – дело личной совести каждого. Наша общая цель состоит не только в том, чтобы освещать привычное церковное служение, но и говорить с людьми о Церкви на доступном для них языке и в привычной для них обстановке. Во время проведения, казалось бы, не имеющих прямого отношения к Церкви мероприятий, к примеру, конкурса скворечников или фотоконкурса ко дню праведных князей Петра и Февронии Муромских, мы получаем возможность для проповеди православных ценностей. Это подтверждается их постоянно расширяющейся географией – фотоконкурс Тульской епархии давно привлекает любителей фотографии со всех регионов России, а конкурс скворечников в этом году стал интересен представителям Санкт-Петербургской митрополии. В обоих случаях участники-дети затем приводят родителей в церковь и задача духовенства – воспользоваться этими плодами информационной работы правильно, помогая людям сделать уже второй шаг к Господу.
Сейчас отмечается тенденция создания приходских страниц в социальных сетях, что является позитивным опытом информационной работы, при условии серьезного отношения к этой деятельности. Однако с сожалением хочу отметить, что многие из таких страниц не хороши.
Бездумное наполнение, размещение недоброкачественной, а зачастую и безграмотной информации, приносят больше вреда, чем пользы.
Принимая решение о присутствии прихода в соцсетях, следует осознавать возлагаемую на себя ответственность и ориентироваться на унифицированные требования к текстовым материалам, разработанным для епархиального сайта, которые были обусловлены задачей сделать портал не просто посещаемым, но читаемым пользователями. Как показывает анализ времени, проведенного посетителем на сайте, и его перемещения по страницам, а также рост числа подписчиков, эта задача успешно реализуется».
Алексей Анкин, помощник руководителя информационного отдела, обратил внимание собравшихся на ряд общих для всех благочиний епархии проблем: «Основная беда заключается в восприятии информационного послушания и отношении к нему как к чему-то необязательному, а не как к возможности церковной проповеди на современном языке для современного человека.
Именно этим объясняется, к примеру, несоблюдение требований к оформлению и наполнению информационных сообщений. Однако даже такая мелочь, как несоблюдение формата даты, приводит к задержке в размещении материалов на сайте, а новости «вчерашнего дня» неактуальны и неинтересны читателю. Более того, запоздалое информирование приводит к тому, что светские журналисты, в погоне за сенсацией или просто от неподготовленности, интерпретируют и редактируют произошедшее таким образом, что позиция Церкви по актуальным вопросам искажается в той или иной степени.
Не меньшая проблема – невнимательность к собственным текстам, которые, будучи написанными впопыхах, пестрят грамматическими, синтаксическими и стилистическими ошибками. Работа корректора это нивелирует, но на нее тоже уходит время. Если бы автор перечитал информацию перед отправкой на сайт, большей части досадных недоразумений удалось бы избежать.
Особую печаль вызывают попытки замены авторского материала заимствованием «умных мыслей» из сторонних источников – то есть, текст просто копируется с иного сайта и вставляется в материал для сайта епархиального.
Много материалов поступает в виде сообщений о том, что где-то что-то произошло, с прилагающимся перечнем участников. Однако читабельность новости придает присутствие в ней мнения участников мероприятия, их позиция по поводу произошедшего, что позволяет вести прямой диалог с обществом, показывает заинтересованность людей, служащих Господу, проблемами и радостями тех, кто только еще начинает свой путь к Богу.
Существует и несогласованность между работой приходов, отделов и собственно благочиния, вследствие чего возникает ряд мероприятий, которые достойны видеосюжета, но не попадают в общий план информационной работы.
При проведении мероприятий, привлекающих внимание широкой общественности и проходящих за пределами церковной ограды, не используются возможности для миссионерской деятельности, вследствие чего материалы о церковных событиях, деятельности и праздниках раздаются тем, кто о них и так знает».
Сергей и Максим Курчаковы, отвечающие в отделе за визуализацию информации, рассказали участникам семинара о требованиях к фото- и видеоматериалам: «В структуре информационного сообщения фотография имеет огромное значение. Современный человек ленив и прочтение новости начинает с визуального образа. Если фотография привлекательна и иллюстрирует описываемое в тексте, человеческий мозг лучше воспринимает, а иногда и дорисовывает позитивный образ происходящего.
В настоящее время любой может сделать приемлемую фотографию даже на мобильный телефон. Главное – не бояться относиться к себе критически и следовать простым базовым принципам – не фотографировать против источника света или при плохом освещении. Не надо делать 100 однотипных фотографий – достаточно общего вида места события, портретного фото главного действующего лица, нескольких средних планов, раскрывающих суть мероприятия, и пары-тройки фотографий, передающих эмоциональный настрой его участников. В итоге вы получите требуемые для сайта 15 добротных фотографий.
Что же касается видеосюжетов, в Новомосковске установилось тесное сотрудничество с местным телевидением. Бессмысленно учить профессионалов, качественно и с душой подходящих к подготовке сюжетов о деятельности благочиния. Тем же, кто только пробует свои силы на этом поприще, могу порекомендовать ориентироваться на сюжеты с епархиального сайта и избегать съемок без штатива, с долгими однотипными планами или «проездами», а при монтаже избегать резкой смены кадром и не увлекаться визуальными эффектами, благодаря которым серьезная работа выглядит непрофессиональной и несколько мультяшной».
Выражая информационному отделу благодарность за проведение выездного семинара, архимандрит Лавр (Тимохин) выразил уверенность, что ответственные за информационную работу в Новомосковском благочинии скорректируют свою деятельность в соответствии с прозвучавшими рекомендациями: «Думаю, подобные встречи были бы полезны и для других благочиний. Всем нам еще только предстоит до конца осознать важность проповеди основанных на Евангелии православных духовно-нравственных традиций и моральных принципов, а в соответствии с этим переосмыслить, принять и начать полноценно использовать современный инструментарий информационно-просветительского взаимодействия Церкви и общества. Однако уже сегодня можно отметить, что ежедневное соработничество на информационной ниве связывает воедино приходы, монастыри и отделы Тульской епархии, позволяя голосу Церкви звучать в нашем регионе, неся свет Евангельской истины людям, сердце которых готово к восприятию жизни с Богом».
Алексей Анкин, фото Максима Курчакова