Художником Николаем Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его картин на исторические темы, горных пейзажей нельзя пройти без волнения: они полны очарования. Его живописное творчество – это талантливое воспевание созданного Богом мира: окружающая действительность там показана дивно! Замечательны и литературные произведения Николая Рериха, полные мудрых мыслей, психологических наблюдений.
Но есть и другой Николай Рерих – человек, создавший религиозное направление оккультно-антихристианского характера. Сегодня так называемое Рериховское общество – фактически оккультная секта, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не говоря правды о себе людям, постараться вовлечь их в сети – здесь обычное дело. Но когда сектоведы пытаются изобличить рериховцев и рассказать правду об их деятельности, те, защищаясь, прибегают к одному и тому же приему: заявляют, что это нападки на культуру, и что они лишь продвигают культурологическое наследие семьи Рерихов. Но, в критике православных миссионеров речь идет об оккультизме, спиритизме, эзотерике, мистицизме в Рериховском движении – о том, что неприемлемо для православного человека.
«Тульское городское Рериховское общество» (ТГРО), как некоммерческая общественная организация действует в нашем городе с 1994 года. Его организаторы, как и их единоверцы в других российских регионах, заявляют, что осуществляют на общественных началах культурно-просветительную деятельность, целью которой является знакомство людей с идеями и творчеством Николая Рериха и его семьи.
А вот в ответе Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата президенту Международного центра Рерихов от 25 мая 1995 года за №1425 сказано: «Мы подчеркиваем, что Православию чужды представления о мироздании, как о некоей «энергетической системе» и неизвестны «законы космической эволюции». В работах Николая и Елены Рерих многократно упоминаются святые для Церкви имена в контексте, который не может быть принят православным сознанием. Антицерковная суть «Учения живой этики» подтверждается и ссылкой на Послание Махатм, содержащейся в недавнем «Обращении» координационного совета Международной Ассоциации «Мир через культуру» и называющее Церковь «рассадником лжи и суеверий». Кроме того, в этом «Обращении» еще раз подчеркивается, что Учение живой этики – это «космическое учение», посредством которого якобы осуществляется связь с космическими силами. Очевидно, что подобные воззрения несовместимы с христианским учением.
Именно поэтому Архиерейский Собор, руководствуясь учением Господа нашего Иисуса Христа, следуя Святому Преданию и многовековым традициям нашей Церкви, указал в своем определении на несовместимость «Учения живой этики» с Православием, а ее последователей назвал отлучившими самих себя от Церкви». Этот документ подписан председателем отдела Внешних Церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом – нынешним Патриархом Московским и всея Руси.
Христианство Рерихами названо «ложной верой», Церковь – «источником тления». Не менее резкие суждения можно найти в письмах Елены Рерих об исламе, иудаизме, буддизме и ламаизме. Все исторически существующие верования человечества с точки зрения Рерихов «ремонту не подлежат» и должны быть заменены теософией.
По состоянию на 2005 год в составе «Тульского городского Рериховского общества» было около 10 человек, в настоящее время число приверженцев этой оккультно-религиозной группы не увеличилось. На самом деле они занимаются пропагандой перечисленных выше идей, родоначальницей которых можно назвать оккультистку Елену Блаватскую, хотя утверждают, что пропагандируют культурные ценности. В Туле раньше рериховцы действовали под вывеской клуба «Рерих и Культура», на базе тульского Дома Учителя проводили различные мероприятия – лекционные циклы, тематические вечера, выставки картин художников, фотовыставки, концерты, беседы и т.п., которые, в конечном счете, являлись рекламой «Учения живой этики». Таким образом, все приглашенные на эти мероприятия, приходя туда, оказывались втянутыми в оккультные посиделки.
То есть, активисты «Тульского городского Рериховского общества» на протяжении без малого 20 лет занимались в той или иной степени распространением рериховских идей под видом культурологических мероприятий. С начала 2010 года клуб «Рерих и Культура» не действует, а встречи рериховцев проходят периодически в помещении одной из тульских библиотек.
Ежегодно рериховцы проводят «Рериховские чтения» в городе Веневе Тульской области. В Тульском областном художественном музее совсем недавно прошла выставка, посвященная «творчеству» ученика Николая Рериха – Бориса Абрамова, который в конце своей жизни переехал в Венев. Там, помимо картин, он написал книгу, посвященную оккультным взглядам семьи Рерихов.
Разумеется, легко поддаться обаянию имени художника Рериха и счесть его последователей пропагандистами духовных ценностей: не все могут сразу распознать оккультистов. Поэтому в конце 1990-х годов руководителя «Тульского городского рериховского общества» Николая Аверина приглашали в Тульский государственный университет для чтения дополнительных лекций по философии для студентов первых курсов различных специальностей. На этих занятиях Аверин открыто проповедовал оккультно-религиозные идеи Рериховского движения – для студентов, часть которых еще не достигла совершеннолетия. И в те же годы на первом этаже главного корпуса ТулГУ находился магазинчик теософской и оккультной литературы, открытый тульскими рериховцами. Кстати сказать, рериховцы активно обучают тульских детей оккультно-мистическим «премудростям». И подтверждают это неоспоримые факты.
Активно этим занимался (вероятно, занимается и по сей день) адепт рерихианства, член «Тульского городского рериховского общества» Зимин Андрей Геннадьевич. Он является сотрудником планетария Тульского городского центра детского (юношеского) творчества г.Тулы. И при этом является куратором «научно-образовательной детско-юношеской программы «Навстречу звездам!» Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха.
На базе планетария Зиминым постоянно организуются разного рода мероприятия и кружки для учащихся тульских общеобразовательных школ и других образовательных учреждений. Есть все основания полагать, что посредством данных мероприятий и кружков Зимин, помимо прочего, обучал школьников религиозно-оккультному мировоззрению Рериховского движения.
Ярким примером этому служит тульский школьник 1993 года рождения, воспитанник Дворца детского (юношеского) творчества Давид Володин. На сайте nataman.narod.ru сообщается о том, что Д.Володин в 2007 году принимал самое активное участие в работе международной научно-практической конференции «Живая Этика и наука», организованной Рериховским движением. Там же сообщалось, что его научным руководителем является председатель детского объединения «Звездочет» Андрей Геннадьевич Зимин
На другом рериховском сайте «Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих» о Володине написано: «Мальчик осознает жизнь как единство материального и духовного, понимая единую природу материи и духа. Так путь постижения мира привел Давида к главному – к основам космического мировоззрения, где Космос и человек неразрывны в своем единстве…» Короче – ребенок научился понимать Учение живой этики, и вряд ли его родителей предупредили, чему будут учить сына.
А еще Андрей Зимин, начиная с 2005 года, ежегодно на базе планетария организует в рамках «научно-образовательной детско-юношеской программы «Навстречу звездам!» конкурсы и выставки детского рисунка. К участию в конкурсах привлекаются образовательные учреждения города, художественные школы, изостудии, клубы, объединения по интересам, детские общественные организации и движения.
В 2009 году на Тульском школьном портале Зиминым было опубликовано Положение о городской выставке детского рисунка «Навстречу звёздам!», посвящённой Году учителя. В нем, в частности, были прописаны вот такие темы рисунков:
– Небесный огонь Красоты сияет во всех созданиях Земли.
– Учителя человечества и герои, несущие огонь Любви, Красоты, Знания людям.
– Мифы, сказания разных народов о героях и Учителях человечества. Красота подвига сияет в веках.
И детишки, уже основательно «подготовленные», рисуют не Юрия Гагарина и ракету «Восток», и даже не «Звездные войны». Эта выставка, посвящённая Году учителя, состоялась в конце марта 2010-го в Туле в музее П.Н. Крылова и включала в себя несколько десятков работ-победителей детей из тульских общеобразовательных школ и изостудий. И там были вывешены рисунки оккультно-религиозного содержания. К примеру, воспитанники изостудии при музее П.Н.Крылова, изостудии «Юный художник» рисовали не подвиг отечественных космонавтов, а некоего «Учителя» или сидящего в позе лотоса Будду и прочее «единение с Космосом», в стиле Учения: чувствуется, что с детьми хорошо «поработали». Без ведома их родителей, судя по всему…
Такие конкурсы и выставки в Туле организуются ежегодно и по сей день.
Это и есть главная причина возмущения рериховцами. Движение использует чисто сектантский метод пропаганды: публично заявляется одно, на деле истинная суть Учения утаивается от широкого круга последователей и от посторонних людей. Человек, уверенный в своей правоте, не прибегает ко лжи, считают древние мудрецы. А вот Елена Рерих в своем письме от 8.03.1908 года напрямую советует лгать – в целях пропаганды. Но и ложь не помогла: ни одна из традиционных конфессий России не приняла рериховского движения.
Пресс-служба миссионерского отдела