Мероприятия, посвященные тысячелетию русского монашества на Святой Горе Афон, продолжились в Тульской епархии открытием выставки, посвященной этой знаменательной дате.

Руководитель культурно-просветительского центра Тульской епархии «Фавор» Марина Михалёва рассказала, что экспозиция составлена совместными усилиями Тульского областного художественного музея и епархиального центра «Фавор»: «Выставка «Святая Гора Афон и монастыри России» является для Тульской епархии одним из центральных событий этого памятного года. На экспозиции мы можем увидеть работы греческого фотохудожника Костаса Асимиса, который преподнес свои фотоснимки в дар художественному музею, замечательные полотна и графические листы русских художников, в том числе тульских живописцев наших дней, а также предметный ряд, которым богато и интересно украшены витрины выставочного зала.

Предметным рядом этой выставки мы хотели показать, что монастырь является в первую очередь не столько центром культуры, сколько обителью, в которой совершаются Церковные Таинства и возносится молитва. Идея предметной части экспозиции заключается в том, чтобы показать образ Господа Иисуса Христа в красках – через картины, слове – через книги, песнопениях – через нотные рукописи XVII-XVIII веков».

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, открывший выставку, поблагодарил организаторов за внимание к духовному наследию Русской Православной Церкви: «Возлюбленные о Господе братья и сестры, жители богоспасаемого града Тулы, позвольте мне поприветствовать вас в этот благодатный и светлый день, когда все Афонское братство собирается в Успенском соборе Кореи у образа Пресвятой Богородицы. Вместе с Афонским братством вся Святая Соборная Апостольская Церковь, вся Православная христианская Вселенная объединяется вокруг образа Матери Божией в дивном единомысленном, единочувственном и единонравном прославлении Той человеческой Личности, Которая так уникально, неповторимо и благодатно дала возможность каждому человеку обрести свое единодушие и единодействие с Богом во Святой Троице славимом и поклоняемом.

В этом году отмечается знаменательная дата 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Монахи, живущие в пределах русских и афонских обителей, соединяясь с Богом, слышат и видят наши немощи и трудности, молятся о нас, а Святой Дух откликается на эту боль и переживание. Открывающаяся сегодня выставка будет рассказывать средствами художественного языка о том, как Афон влияет на формирование нашей национальной духовной и культурной жизни. Через фотографии и живописные полотна современных художников мы можем увидеть избранный удел Божией Матери – дивный подсвечник, где сияют столпы духовного огня, чудесную православную оранжерею, где произрастают райские цветы.

Я надеюсь, что для всех нас эта встреча будет возможностью порадоваться попечению Божией Матери и Ее заботе, и принести в своих сердцах благодарственную молитву Царице Небесной.

Благодарю Тульский областной художественный музей, епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» и областное руководство за то, что этот проект осуществился, и те инициативы, которые исходят из недр Матери Церкви, находят свое понимание и поддержку. Пусть благословение Царицы Небесной пребывает со всеми нами, и Покров Ее сияет неотступно и благодатно над нашей Тульской землей».

Председатель правительства Тульской области Юрий Андрианов поздравил гостей выставочного зала с открытием православной экспозиции: «Экспозиция отражает тысячелетнюю связь поколений, глубокие православные скрепы между Святой Горой Афон и русским монашеством. Мы имеем возможность прикоснуться к редким фотографиям Святой Горы и увидеть святые места глазами паломников».

Экспонаты выставки «Святая гора Афон и монастыри России» не просто рассказывают о высоком духовном смысле христианства, но и повествуют о том, как бережно сохраняется духовная традиция русского монашества.

Главный библиограф отдела краеведения Тульской областной универсальной научной библиотеки Мария Шуманская рада, что ей удалось посетить замечательную выставку: «Когда смотришь на чудесные изображения, совершенно забываешь о том, что происходит вне этих стен. Один святой сказал: «Главное в жизни человека – познать Бога и самого себя». Познание Господа человеку нужно для того, чтобы узнать, откуда и куда он идет, каково его предназначение на Земле, а познание себя вытекает из первого знания.

Так сложилось, что Афон закрыт для женщин, но мы имеем возможность здесь, в выставочном зале, увидеть святые места, напитаться ими. Я считаю неслучайным, что у фотографий нет подписей – это словно символ монашеской жизни. Монах уходит в монастырь, умирает для мира, оставляет мирское имя и уже не важно, в каком месте он молится – он живет Богом и молит его за людей.

Еще один святой говорил: «Афон – это отражение небес». В Афоне отражается небо, а Афон отражается в небе. Мне очень приятно, что мы сегодня можем посмотреть в отражение неба, увидеть в нем себя и Бога».

Учащаяся 4 класса МОУ СОШ №52 г. Тула Ульяна Мазур отметила, что значение Святой Горы для духовной жизни россиян огромно: «Тысячелетняя история русского монашества на Афоне подтверждается документом 1016 года, на котором среди подписей игуменов всех монастырей Святой Горы стоит подпись монаха Герасима Росова – игумена русской обители».

Жительница г. Хабаровск Анна Барабанова, случайно попавшая на выставку, отметила, что каждая фотография Костаса Асимиса отражает многовековую историю духовного становления Святой Горы Афон: «Я учусь в архитектурном институте в Хабаровске, и этим летом мы вместе со студентами и преподавателем путешествуем по Золотому Кольцу. Мы уже посетили Поленово, сейчас рисуем русскую архитектуру в Туле, а потом отправимся в Москву. Увидев сегодня фотографии Святой Горы Афон, я была поражена красотой этих мест. Работы помогают понять, как преобразуется человек, когда ступает на землю Афонской обители».

Художественная выставка «Святая Гора Афон и монастыри России» будет проходить в городском Выставочном зале с 24 июня по 31 июля, повествуя каждому ее посетителю о единственной в своем роде  православной монашеской республике Афон.

Олеся Феофилова, Алексей Анкин, фото Максима Курчакова