В миссионерском отделе Тульской епархии состоялась тематическая встреча, посвященная Дню любви, семьи и верности. Руководитель отдела протоиерей Павел Картушин рассказал собравшимся о сущности праздника, о житии святых Петра и Февронии, а затем ответил на их вопросы.
– Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий неоднократно говорил в своих проповедях, что синоним слова «любовь» – самопожертвование. Причем не всегда нужно жертвовать чем-то глобальным – жизнью, здоровьем, зачастую достаточно просто умерить амбиции.
– Действительно, современный человек в современном обществе, вступая в брак, сталкивается с такими проблемами, когда надо переступить через самого себя, свою гордыню, что очень тяжело. Часто привычки, самолюбие оказываются дороже всего. Церковь видит в браке тайну любви, святитель Иоанн Златоуст пишет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. И, значит, человек должен бы любить и другого, как себя самого, раз они – одно целое, но зачастую мы видим, как преобладает все разрушающий эгоизм. И в этом самолюбивом пламени гибнет любовь – прекрасное, святое чувство. Апостол Павел говорит: «Любовь – это жертва, и выше этого нет ничего на земле. Любовь долготерпит, милосердствует, не возносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде…».
– Да, слова, которым уже две тысячи лет, вполне современны.
– Брак установлен уже в Раю непосредственно Самим Богом, брак есть источник и Церкви, и государства, он предшествует всем общественным и религиозным организациям.
Первый брак был заключен Божьей милостью, в нем муж и жена являются носителями высшей земной власти, суверенами, которым подчинен весь остальной мир. Семья есть первая форма Церкви, «малая церковь», как ее называет Иоанн Златоуст.
Но вот что говорит статистика: в 2008-м году было зарегистрировано 1178000 браков (не церковных венчаний) и 700 000 разводов, а в 1898-м на тысячу браков приходился один развод. Конечно, тогда государство и Церковь были едины, и развод был немыслимым явлением.
Но брак не есть способ устроения земного бытия, не утилитарное средство продолжения рода, хотя он включает в себя и эти стороны. И, как говорил один из отцов Церкви, у каждого есть шероховатости натуры. Но если мы не будем идти навстречу друг другу, не услышим голоса самого близкого человека, верх возьмут амбиции, а такие понятия, как долг, взаимоуважение отойдут на второй план. И семьи не будет: двое откроют «военные действия» друг против друга по причинам, на первый взгляд, мелким и ничтожным: кто пойдет в магазин за хлебом, кто будет мыть посуду, убирать дом.
Влюбленность или, как сейчас говорят, биохимия, проходит через небольшой период времени, и если на смену не придет нечто большее, люди расстаются.
А это всегда печально: одиночество, ощущение потери, неродившиеся дети…
В прошлом году Патриарх Кирилл в проповеди на День Петра и Февронии отметил, что, к счастью, сегодня государство стало смотреть в сторону Церкви. Это значит, что мы вместе возрождаем нравственность в обществе, стараемся сохранить семью, малое государство, от крепости которой зависит благополучие страны. Хорошо, что Фонд социально-культурных инициатив, которым руководит супруга председателя правительства РФ Светлана Медведева, организовал акцию против абортов «Подари мне жизнь», которую поддерживает не только Министерство здравоохранения, но и большинство россиян.
Перед 22 июня в киноклубе при нашем храме был показан документальный фильм «Обыкновенный фашизм», снятый Михаилом Ромом и не потерявший своей актуальности. Там, в частности, есть такой факт: Гитлер призывал после победы над СССР убивать в год по 1 миллиону славян. Сегодня при абортах погибает в полтора раза больше детей.
Хотя есть и утешительные факты, с радостью могу заметить, что к таинству венчания люди стали подходить более ответственно: это уже не дань моде, а серьезный шаг, на всю жизнь. Тут статистика обнадеживает.
– Ну, а как быть, если глава семьи пьет, а жизнь и здоровье жены и детей буквально подвергаются опасности?
– Что тут сказать, есть Закон Христов «друг друга тяготы носите»… Раньше, когда родители сватали своим детям пару, они смотрели родословные вплоть до седьмого колена: не было ли наследственных болезней, пьющих в этом роду? Сегодня все иначе: молодые встретились, погуляли, потанцевали, понравились друг другу внешне – и решение принято. Конечно, все индивидуально, если уж совсем невозможно жить вместе, даже в случае венчанных браков все решает Церковный суд: он рассматривает причины расторжения.
Ко мне несколько лет назад приходила пожилая прихожанка, дочь которой вышла за мужчину «с положением в обществе». И в пьяном состоянии он просто превращался в зверя: бил жену, увозил детей из дома и не позволял видеться с матерью, настраивал против нее. Причем, она не могла развестись: муж имел связи во всех инстанциях, и женщине приходилось терпеть измывательства: она даже попадала в больницу с травмами.
– То есть, жизнь в таких условиях – фактически самоубийство?
– Да. И потому я посоветовал обратиться в Церковный суд: там на связи и положение ее мужа никто не посмотрит. Здесь ведь уже не капризы, не самость.
А еще одна мама ко мне подходила за советом, когда выяснилось, что у любимой девушки ее сына есть небольшие проблемы со здоровьем. И была беседа: а готов ли он принести себя в жертву, если болезнь усугубится, и она получит инвалидность, не сможет родить детей? Парень, взвесив все, сказал «нет», и расстался со своей подругой до начала чего-то более серьезного.
Ведь даже Пифагор говорил: «Любовь – это жертва, которую необходимо доказывать каждодневно». Иными словами: любовь – это тяжелый труд. Люди верующие чтут заповеди, а как быть тем, кто вне Церкви, для кого венчание – всего лишь красивый ритуал? Понимают ли они, что венцы, которые держат над молодыми, не означают, что их венчают на царство, это – терновые венцы мученичества, означающие многие испытания?
И примером нам могут служить благоверные Петр и Феврония, которые следовали друг за другом во всех бедах и невзгодах. Когда бояре города Мурома объявили князю, что не хотят видеть княгиней дочь простого древолаза, Петр отказался от княжества, но не расстался с женой. А когда они, покинув Муром, плыли по реке, и один из гребцов прельстился красотой Февронии, она мудро объяснила ему, что не нужно прелюбодействовать с другой женщиной, обижая свою жену. Супруги Петр и Феврония жили долго, умерли в один день – 8 июля (25 июня), и жизнь этих святых дает нам пример мудрого брака. Именно о такой любви Иоанн Златоуст утверждает, что она изменяет само существование вещей, потому что любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
Пресс-служба миссионерского отдела