В Тульской Духовной семинарии под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» в день 130-летия священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, выпускника духовной школы, состоялось открытие выставки, посвященной этому талантливому человеку, богослову и служителю Церкви Христовой, принявшему за нее мученическую кончину.
Открывая мероприятие, к семинаристам, присутствовавшим практически всем составом, с приветственным словом обратилась Марина Михалёва, руководитель культурно-просветительского центра «Фавор». «Сегодняшнее событие имеет большое значение для нашей семинарии, поскольку посвящено оно одному из ее учеников и выдающихся выпускников – священномученику архиепископу Илариону (Троицкому), – отметила Марина Александровна. – Православная Церковь совершает память Божиих угодников и своих святых в день их смерти и день прославления, наша же выставка приурочена именно ко дню рождения владыки Илариона – к 13 сентября. Мы решили отступить от существующего правила для того, чтобы поговорить о нем и как о прекрасном и сильном человеке, который не так давно с точки зрения истории учился в этих стенах, и как об одной из самых высоких, благородных фигур сонма новомучеников и исповедников Российских. К тому же мы пребываем на пороге 2017 года, отмеченного печальной и в тоже время значительной для православных людей датой: 100-летие подвига первых новомучеников и исповедников Церкви Русской».
Студент 5 курса ТДС Алексей Маничев живо и интересно рассказал собравшимся о жизни Илариона Троицкого, такой недолгой (прожил он всего 43 года), но насыщенной трудами, лишениями и подвигами, а главное – действенным служением Христу и Церкви. В повествовании Алексея святитель Иларион предстал как жизнелюбивый человек, с детства отличающийся жаждой к знаниям, выдающийся иерарх и церковный деятель, богослов и проповедник, пастырь, исповедник и мученик Русской Церкви.
Святитель Иларион в миру Владимир Алексеевич Троицкий родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда, в то время относившемуся к Тульской губернии. В 1900 году он закончил Тульское духовное училище, а в 1906 — с отличием завершил курс Тульской Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию. В 1910 году Владимир Троицкий блестяще заканчивает академию со степенью кандидата богословия и остается при ней в качестве профессорского стипендиата. А в 1913 году защищает магистерскую диссертацию, которая была опубликована еще в 1912 году в Сергиевом Посаде в качестве книги под названием «Очерки из истории догмата о Церкви».
Вся научная и преподавательская деятельность Владимира Алексеевича, которая не прекращалась даже во время пребывания его в тюрьмах, в ссылке и в лагере, вращалась вокруг одного фундаментального вопроса, сформулированного в девятой части Символа веры – что такое Церковь? Труды святителя Илариона отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством. В апреле 1913 в возрасте 27 лет Троицкий был пострижен в иеромонаха с именем Иларион, а 2 июня – в сан иеромонаха. В мае того же года иероманах Иларион был назначен на должность инспектора МДА. Уже 5 июля 1913 он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА.

«Жизнь Илариона Троицкого, как истинного исповедника и мученика веры Православной, пришлась на самые тяжелые испытания для Русской Православной Церкви. Он был одним из выдающихся участников поместного собора 1917-1918 годов, где выступил с пламенной речью в защиту восстановления Патриаршества в России, – обратил внимание слушателей Алексей Маничев. – После избрания на Патриарший престол святителя Тихона архимандрит Иларион стал его верным помощником и ближайшим сотрудником.
В 1919 году он был арестован, сидел в тюрьме около 2 месяцев и был освобожден. На следующий год в мае в возрасте 34 лет был хиротонисан в епископа Верейского, викария Московской епархии. А в 1922 году владыка Иларион снова оказался под арестом и на год был сослан из Москвы в Архангельск. Но вскоре, в 1923 году, был вновь арестован и приговорен к трем годам лагерей на Соловках. За это время будущий святитель познал как горечь заключения, так и Евангельскую радость. Внутри он оставался свободным человеком, и даже в самые трудные моменты его не покидало чувство юмора, он, как мог, поддерживал солагерников шутками».

Время пребывания в лагере стало для владыки Илариона временем испытания самой главной христианской добродетели – любви к ближним и всепрощения, в том числе и своих врагов. Известен случай, когда он спас от неминуемой гибели одного из самых злобных лагерных охранников, которого во время непогоды на лодке унесло далеко от берега.
В 1929 году, несмотря на то, что срок наказания святителя подошел к концу, он вновь был осужден на три года ссылки-поселения в Среднюю Азию, в город Караганду. Во время этапирования он заразился сыпным тифом, и умер в Ленинграде, в больнице доктора Гааза, в которую он пришел из тюрьмы сам, изнемогая от страшной горячки. В бреду перед самой кончиной священномученик говорил: «Вот теперь я совсем свободен!»
Священномученик Иларион Троицкий был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 1999 году, а его мощи ныне находятся в Сретенском мужском монастыре и открыты для поклонения.

Повествование Алексея дополнила Марина Александровна. Она обратилась к книге Бориса Ширяева «Неугасимая лампада», посвященной жизни первых узников Соловецкого лагеря, описанию их ежедневных подвигов, настолько реалистичному, что произведение сложно назвать художественным. И среди плеяды образов особенно ярко предстает образ святителя Илариона. Его личность еще при жизни была окутана множеством легенд и невероятных историй в силу известности как пламенного проповедника, ревностного служителя алтаря Господня и бескомпромиссного защитника Церкви.

В качестве примера Марина Александровна привела фрагмент повести, посвященный одному такому мифу, долгие годы бывшему популярным как на Соловках, так и на материковой части, о якобы состоявшемся визите в лагерь СЛОН нунция Папы Римского, желавшего использовать трагическое положение православного духовенства для создания унии. Но планы посланника потерпели крах после встречи с владыкой Иларионом, избранным его солагерниками из числа духовенства полномочным представителем всей Русской Православной Церкви для ведения переговоров, настолько архиепископ Верейский Иларион был убедителен и сокрушителен в этой якобы имевшей место горячей и продолжительной дискуссии, которая, в принципе, ни при каких обстоятельствах не могла состояться.
Во время повествования Алексей Маничев обращался к материалам выставки. Разумеется, каких-либо подлинных вещей священномученика не сохранилось. Но, несмотря на этот факт, экспозиция получилась весьма насыщенной: копии фотографий, архивных документов, писем, прижизненно изданных трудов владыки Илариона, в частности, «Без Церкви нет спасения», и современных книг, выпущенных издательством Сретенского монастыря.
Особый интерес у семинаристов вызвал фотоснимок домового храма во имя Святой Живоначальной Троицы в старом корпусе Тульской Духовной семинарии, где будущий святитель возносил молитвы с другими студентами. И, конечно, фотопортреты владыки Илариона в пору самого расцвета его служения и во время его пребывания в лагере. На последнем снимке он предстает совершенно другим, преображенным тем самым Фаворским светом, исходящим из глаз, исходящим от лица, уже больше напоминающим лик.
В завершение мероприятия Алексей Маничев отметил, что жизнь священномученика Илариона – это пример пламенной, вдохновенной и жертвенной любви к Господу, которая была присуща Ветхозаветным пророкам и первым мученикам за веру Христианскую: «Очень жаль, конечно, что мы многое утеряли из той эпохи, когда в стенах нашей семинарии учились владыка Иларион и другие истинные сыны Церкви, – сказал он, обращаясь к семинаристам. – И причина этого кроется в некоем охлаждении, в теплохладном отношении, когда выучены все молитвы и составлены все конспекты, но не хватает самого важного – огня в груди. Владыка Иларион обладал этим внутренним горением, имел негасимую пламенную любовь ко Господу, подобно Пророку Илии, простите за столь, может быть, дерзкое сравнение. И я желаю нам всем по молитвам святителя Илариона Троицкого такого же постоянного внутреннего горения».

Марина Полянская, фото автора