В Дубенской средней общеобразовательной школе  состоялось интерактивное  занятие, которое провела руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева. Необычный урок был посвящен интересной и многогранной теме: «Письменность и культура коренного населения  Северной Америки и русские церковные просветители».

Идея провести подобное интерактивное занятие в школе небольшого поселка возникла совсем не случайно. И, как оказалось, помимо познавательного аспекта, она еще имела аспект и краеведческий, поскольку в Дубенском храме  святых апостолов Петра и Павла, настоятель которого иерей Алексий Садков плодотворно сотрудничает с учебным заведением,  пребывает икона с частицей мощей преподобного Германа Аляскинского. И к тому же просветитель северных народов родился совсем неподалеку от тульских земель – в Серпухове.

Занятие началось с приветственного слова  отца Алексия, который поздравил учеников и пожелал им успехов в получении новых знаний.

А затем началось самое интересное: Марина Александровна для начала рассказала об особенностях жизни, обычаев и традиций индейских племен Аляски и Алеутских островов. Благодаря ее красочному повествованию, ребята на какое-то время переместились во времени и пространстве и представили  себе, какими же увидел эти неизведанные и места и незнакомых людей в конце XVIII века монах Герман, будущий преподобный Герман Аляскинский, просветитель Америки, а позднее – его последователь святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки.

Но больше всего ученикам понравилось знакомство с разнообразным миром письменности индейских племен: узелковым письмом и пиктографией.

Получив из рук Марины Александровны листовку-словарик с несложными фразами и предложениями, ребята принялись составлять собственные послания соседским племенам и их вождям из разноцветных веревочек. И, как оказалось, дело это весьма непростое, как, впрочем, и разгадывание пиктограмм. Хотя некоторые из символов, означающие дружбу, любовь, радость, помощь, были определены безошибочно.

В ходе занятия Марина Александровнам рассказала ученикам житие преподобного Германа Аляскинского, который долгие годы прожил рядом с местными племенами индейцев, просвещая их во Христе. Благодаря трудам святителя,  уже более 700 представителей местных племен приняли православное крещение. Вплоть до самой своей кончины он был для алеутов духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему миссии.

Не владея языком племени и вообще ничего не зная о его жизни,  святитель Герман сумел стать для аборигенов не просто просветителем и миссионером, а настоящим другом, защищавших их от притеснений, спасавшим их от тяжких болезней. Кроме того, преподобный основал при храме школу, стал первым педагогом и воспитателем, которому индейцы доверяли своих детей, а также научил местных жителей основам земледелия. За годы жизни  в Северной Америке преподобный Герман заслужил всеобщую любовь и уважение островитян.

Однако возникает самый важный вопрос: зачем молодой монах оставил родные края и отправился на другой конец света, чтобы до конца своих дней, ежедневно рискуя жизнью и здоровьем, пребывать в окружении язычников, не зная их законов и обычаев, которые порой не поддаются никакому объяснению. И как ему удалось найти с ними общий язык, донести до них свет Евангельских заповедей и еще при жизни стать для них по-настоящему родным, любимым «дедушкой» или «апа»? Ведь только что  на практике все смогли убедиться, как это не просто – овладеть незнакомым языком.

Кроме того, семиклассники узнали очень интересный факт: последователем  преподобного Германа Аляскинского был Герасим Шмальц, также русский монах, родом из тульских земель, а именно из Алексина.

Открыли для себя ребята и имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, который тоже некоторое время жил и нес труды сначала в иркутских землях, а потом – на землях Северной Америки. Владыка Иннокентий обратил в православную веру многих индейцев, за что и был прославлен Русской Церковью как апостол Сибири и Америки.

В ходе дискуссии ученики все же нашли ответ на главный вопрос занятия – русские православные монахи прививали языческим племенам основы христианской веры и добродетели, говоря с ними на языке любви, который открывает людям Господь, ради Которого подвижники были  готовы нести труды, терпеть лишения и рисковать жизнью. Дети высказывали мнения о том, что святители своим служением и жизнью показали, что вера во Христа  учит любви к ближнему, доброжелательности, состраданию,  взаимопомощи, заботе, прощению и миру.

Определённый итог разговора  подвел отец Алексий: «Как часто нам приходится слышать от людей, которые считают себя верующими,  что у них «Бог в душе», что, дескать, они живут, стараясь не грешить, и этого вполне достаточно, чтобы называться христианами, – сказал батюшка. – Однако примеры святителей Германа и Иннокентия и их сподвижников свидетельствуют о том, каждый человек рожден для света, для добра, для красоты и спасения. Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан, и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божиему, подобию Христа. «Будьте святы, как Отец Ваш Небесный», – говорит нам апостол Павел. Так вот, достичь такой святости возможно только, совершая дела, постоянно работая над собой и во имя ближних».

Прощаясь с гостями необычного урока, ученики высказали слова благодарности за увлекательное и поучительное путешествие в мир настоящих индейских племен, а главное – за знакомство с житиями святителей Германа Аляскинского и Иннокентия Московского.

Марина Полянская, фото иерея Алексия Садкова