В стенах Тульской духовной семинарии по инициативе и при непосредственном участии епархиального  культурно-просветительского центра «Фавор» состоялся четвертый областной семинар, посвященный актуальным вопросам музейной педагогики.

Основная тема рабочей встречи, на которую собрались учителя, работники школьных музеев и учреждений дополнительного образования и культуры из разных районов, была сформулирована следующим образом: «Музейная педагогика как средство воспитания».

Открыл мероприятие  Юрий Николаевич Кузнецов, директор Государственного образовательного учреждения дополнительного образования Тульской области «Центр краеведения, туризма  и экскурсий», который выразил благодарность епархиальному культурно-просветительскому центру «Фавор» и Тульской духовной семинарии за содействие и гостеприимство.

«Я очень надеюсь, что семинар  позволит собравшимся здесь творческим и действительно заинтересованным в развитии деятельности  школьных музеев людям не только поделиться передовым опытом, но и обсудить насущные проблемы и подумать над тем,  как действовать дальше», – сказал в заключение Юрий Николаевич.

Первой перед участниками мероприятия выступила Людмила Егорова, методист краеведческого отдела ГОУ ДО ТО «Центр образования и туризма», представившая доклад «Из результативного опыта работы музеев образовательных организаций Тульской области: музейная педагогика», ставший своеобразным подведением итогов обучающего семинара для руководителей музеев нескольких районов тульского региона.

«В настоящее время каждый работающий музей ищет новые приемы преподнесения исторического, культурного и природного наследия, и каждый музей с различной степенью их осуществляет», – отметила она.

В качестве достойных примеров вообще на сегодняшний день являющихся «флагманами» музейной педагогики в областном масштабе Людмила Александровна выделила всего три музея: музей истории школы МБОУ «Центр образования №36» г. Тулы, интерактивный музей-мастерская народных ремесел «Лада» МБОУ «Центр детского творчества» г. Щекино и музей «Возрождение» ГОУ СПО ТО «Узловский машиностроительный колледж».

«В основе работы этих музеев лежат диалог, принцип «воспитания и обучения через развлечение», т.е. игру; сотрудничество в вопросах музейной педагогики в с государственными и муниципальными музеями, разработка долгосрочных и краткосрочных программ, проектов и методик для различной категории музейной аудитории, прежде всего, спроецированных на историческое и культурное наследие регионов, – подчеркнула Людмила Александровна. – Руководители этих музеев помнят об одном из главных правил, что при использовании разнообразных форм работы в музейной деятельности любая из этих форм должна быть обязательно наполнена педагогическим содержанием».

Затем вниманием аудитории завладела Галина Журенко, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Белева, рассказавшая о духовно-нравственном воспитании обучающихся средствами музейной педагогики.

«В нашем учреждении нет музея, имеющего официальный статус, есть только комнаты с музейными экспозициями, но это не мешает нам успешно применять средства музейной педагогики в воспитательном процессе, – обратила внимание Галина Вячеславовна. – В одной из них собраны экспонаты, отражающие историю открытия и работы районного Дома пионеров, как раньше назывался Дом детского творчества. Применительно к этой экспозиции, в которую вошли атрибуты  не только пионерской, но и комсомольской организации, найденные нами и принесенные жителями города, нами сформулированы следующие задачи: развитие у детей патриотизма, интереса к своей малой родине путем активизации их эмоционально-познавательной сферы, включение в творческую деятельность. При этом мы в большей степени делаем акцент на нравственную сторону деятельности детских и молодежных организаций советского времени, нежели на идеологическую.

Вторая экспозиция посвящена изучению традиций нашего родного края, а именно уникальному виду русского народного творчества кружевоплетению, с которым издавна связана история Белева. В ней представлены  неповторимые образцы белевского коклюшечного кружева, сплетенного как взрослыми мастерицами, так и воспитанницами творческого объединения «Кружевоплетение», материалы по истории белевского кружева, материалы и инструменты для кружевоплетения.

При знакомстве с этой экспозицией дети проявляют неподдельный интерес, к  тому же они могут потрогать все экспонаты руками и даже сами попробовать сплести кружево. Воспитание на таком материале способствует обострению внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его прошлому, формированию чувства любви к родине».

Продолжила работу семинара Анна Коробицина, руководитель клуба памяти Игоря Талькова МБОУ СОШ №11 г. Щекино, выпускником которой являлся известный поэт-песенник, певец и композитор. В своем сообщении « Школьный музей имени Игоря Талькова: постижение Православия» она ознакомила собравшихся с тем, каким образом эта тема нашла свое отражение в экскурсионной деятельности зала-музея, и как ее воспринимают современные школьники.

«Во время экскурсий мы рассказываем ребятам о жизни и творчестве Игоря Талькова, который в юности, кстати, был активным комсомольцем, занимался спортом, руководил художественной самодеятельностью. Но все это не мешало юноше проявлять интерес к серьезным вопросам, философскому постижению мироздания, – отметила Анна Владимировна. – Попытка разобраться в сути человеческого бытия привели его к постижению Православия, которое ярко проявилось в его зрелой поэзии, в его песнях, публикациях и интервью. Знакомясь с творчеством Игоря, особенно поэтическим, ребята  начинают его чувствовать и понимать, начинают проникаться идеями любви, добра, всепрощения, которое в свое время постиг он».

С интересом участники семинара восприняли  доклад Марины Михалевой, руководителя епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и заведующей и главного хранителя  фондов церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии,  на тему: «О «Домострое» и домострое средствами музейной педагогики».

Марина Александровна подробно и интересно рассказала, как школьники во время знакомятся с удивительным памятником нравоучительной литературы России 16 века в игровой форме. Стоит подчеркнуть, что в последнее время интерактивное занятие «Домострой» является одним из наиболее востребованных.

«Обращаясь к школьникам с книгой «Домострой», мы преследуем минимум две цели. Первая  – утвердить слушателей в традиционном для России  понимании семьи и семейного уклада и вторая – выявить актуальность основных положений книги для современной семьи, – уточнила Марина Александровна. –  Нужно отметить, что «Домострой», разделенный на 67 глав, имеет не просто тематическое, но и духовно-иерархическое устроение. Главная тема книги – как обустроить дом и семью согласно воле Божией, поэтому содержание каждой главы, касается она молитвы в храме или кулинарных рецептов, всегда основывается на понимании: все от Бога и ради Бога.

Каким же образом мы доносим до школьников содержание этой книги? В этом нам помогают многочисленные предметы музейного хранения. На большом столе мы располагаем различные предметы: лампаду, книгу «Псалтирь» или молитвослов, тряпичные куклы, ложки, чугунки, копию шапки Мономаха, иные вещи XVIII-XIX веков. Отдельно ставится икона cвятой Троицы или Господа Вседержителя. Дав предварительную информацию о времени и истории написания «Домостроя», предлагаем учащимся оставить из предложенных предметов «оглавление» книги. Кто-то ставит на первое место икону, кто-то лампаду, каждый раз выбор детей бывает разным. Примечательно, что никто никогда не положил ложку – символ телесного насыщения.

Подводя итоги занятия, мы просим школьников высказать свое мнение о современности или устарелости «Домостроя». На протяжении нескольких лет мы слышим один ответ: это очень современная и полезная книга».

После активного обсуждения выявленных проблем участникам семинара был презентован  четвертый выпуск сборника «Музейная педагогика как средство воспитания: из опыта работы»,  вышедший в свет по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия при участии Тульской  епархии, епархиального  культурно-просветительского центра «Фавор» и Тульской Духовной семинарии.  В издание  традиционно вошли   рабочие программы и статьи  участников  встречи, посвященные вопросам развития школьных музеев, деятельности учреждений культуры, активно занимающихся музейной педагогикой.

Марина Полянская, фото автора