Давние и дружеские отношения связывают епархиальный культурно-просветительский центр «Фавор» и МБОУ Центр образования № 19 города Тулы, учащиеся которого часто бывают в гостях в Тульской духовной семинарии. В минувший вторник состоялось очередное интерактивное занятие с восьмиклассниками, посвященное русской духовной литературе.

Руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева в начале занятия рассказала, что за каждой книгой, составляющей обширные книжные фонды семинарии, древней или современной, стоит своя неповторимая история, открывающая порой удивительные факты из жизни предыдущих поколений и являющая многочисленные свидетельства времени и православной веры.

«Каждый раз, когда мы прикасаемся к этим книгам, мы ощущаем некий жар человеческого сердца, – сказала Марина Александровна.  – А когда мы их открываем и начинаем читать, то понимаем, что этот не тот жар, который нещадно опаляет, а теплый костер, у которого можно отогреться душой и сердцем».

Главной темой разговора стала древнерусская литература периода XIV – XVII веков, начиная от эпохи преподобного Сергия Радонежского. И прежде чем перейти к знакомству с именами некоторых духовных и светских деятелей, оказавших влияние на развитие духовной культуры в целом и литературы как одного из ее проявлений в частности, Марина Александровна рассказала ребятам о таком удивительном явлении православного мира, как исихазм или пребывание в состоянии священного безмолвия.

Без знания и понимания того, что есть духовное миросозерцание вместе с постоянной творимой умной молитвой, нельзя понять значимость жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского, не оставившего после себя ни одного письменного творения, но оказавшего влияние не только на своих современников, но и грядущие поколения.

Тем не менее, ребята смогли услышать фрагменты жития преподобного Сергия, которое создал его ученик Епифаний Премудрый, передающие всю красоту и полноту языка XVвека.

Затем школьники перешли к самой захватывающей части занятия, а именно – к попытке прочитать и объяснить отдельные слова из прозвучавшего отрывка. И сколько же нового открыли они для себя! Например, возвышенное слово  «благоутишие»  означает хорошую погоду, «благосеннолиственный» – уютное, тенистое место,  «великовыйный» человек – гордеца, которого постоянно выдает надменно вытянутая шея, и т.д. и т.п.

Помимо житийной литературы Марина Александровна прочитала ученикам избранные места из произведения светского под названием «Наставление отца сыну», которое тоже дало хорошую пищу для рассуждений и размышлений.

В продолжение темы исихазма  Марина Александровна обратила внимание юных слушателей на икону Пресвятой Троицы Андрея Рублева как одну из вершин «богословия в красках», где Ангелы пребывают именно в состоянии безмолвной беседы.

В ходе занятия была также затронута тема церковного раскола и старообрядчества – религиозного движения XVII века, когда произошло отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона. Школьники не только узнали о главных борцах с нововведениями, отстаивающими «старую веру» – протопопе Аваакуме и его последователях, коей являлась боярыня Феодосия Морозова, но и открыли для себя литературный язык того времени.

В завершение урока Марина Александровна предложила своим гостям  самостоятельно прочитать и перевести с древнерусского языка отдельные отрывки текстов богослужебных изданий, датируемых XVIII-XIX веками. С каким трепетом, осторожностью и почтением перед их солидным возрастом дети брали в руки массивные книги в кожаных переплетах, листали их пожелтевшие и пропахшие ладаном и лампадным маслом страницы!

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования №19» г. Тула Виолетта Генриховна Судницина поблагодарила Марину Александровну за очередное интересное и насыщенное занятие: «Каждый преподаватель русского языка и литературы знает, насколько важно ознакомить школьников с ролью древнерусской литературы в становлении русской литературы, национальной культуры России в целом. Как важно объяснить им, какие именно качества человека прославляет древнерусская литература, и соотнести их с пониманием качеств человека в современном мире, а также научить их чувствовать красоту и глубину языка, на котором создавались древние литературные памятники. Без понимания этих основ дальнейшее изучение русской и мировой литературы не может быть полноценным. Наблюдая за ребятами, могу сказать, что каждое занятие в стенах Тульской духовной семинарии пробуждает в них интерес к изучению древнерусской литературы и искусства, делает их более восприимчивыми и отзывчивыми к идеям, которые они выражают. Так что мы очень признательны Марине Александровне за такие познавательные занятия, которые мы обязательно продолжим посещать».

Ученик 8 класса Ярослав Сахаров отметил, что его больше всего впечатлили старинные книги: «Когда начинаешь задумываться над тем, что этим книгам по полтора-два века, как когда-то их читали люди  при свете свечи, то даже не верится! – говорит мальчик. – Получается, что у тебя в руках находится сама история. Мне очень понравилось читать на древнерусском языке и узнавать истинные значения древнерусских слов. И вообще мне очень понравилось в семинарии. Особенно обстановка и  атмосфера в красной гостиной, где мы занимались, все настолько необычное – начиная от потолка и заканчивая скатертью на столе».

Полностью согласен с Ярославом и его друг Александр: «Во-первых,  я с удовольствием слушал Марину Александровну, которая так замечательно, доходчиво и интересно нам все рассказала и объяснила, за что ей большое спасибо. Во-вторых, за что я люблю занятия и экскурсии в Тульскую духовную семинарию, так это за то, что здесь все можно не только рассмотреть, но и потрогать, и за это никто не отругает. Одним словом, здесь всегда чувствуешь себя, как дома, где  спокойно, хорошо и уютно. Самый главный вывод, который я сделал из сегодняшнего занятия – что язык наших предков был гораздо красивее, богаче, чем современный, поэтому каждое явление и состояние можно было описать красиво и полно».

Марина Полянская, фото автора