В Тульской духовной семинарии под эгидой культурно-просветительского центра «Фавор» состоялись четвертые чтения во имя Петра Павлушкова. Тематика чтений, традиционно посвященных служению и трудам новомучеников и подвижников благочестия Тульского края ХХ века, была расширена в связи с празднованием в нынешнем году 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне и историческими событиями 1917 года.

Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева в своем обращении к собравшимся – преподавателям, студентам и гостям – напомнила, что священномученик Петр Павлушков являлся последним ректором Тульской духовной семинарии до ее закрытия в 1918 году, а также настоятелем тульского храма во имя Двенадцати святых апостолов. Неоднократно пострадавший от большевистской власти Павел Иванович в сентябре 1937 года был арестован НКВД по ложному доносу и обвинен в создании контрреволюционной группировки, а 23 ноября того же года был расстрелян в Тесницком лесу.

– По некоему внутреннему контрасту мы собрались с вами в нашей уютной красной гостиной только благодаря жертвам, совершённым добровольно и с внутренней радостью, несмотря на физические мучения, благодаря подвигам новомучеников, в том числе и Тульского края, – отметила Марина Александровна.

Своеобразным прологом к чтениям стало знакомство с предметами, свидетельствующими о той эпохе, оказавшимися в музее Тульской духовной семинарии тем или иным образом.

Один из примечательных экспонатов – чудом сохранившаяся тетрадь с рукописными проповедями священника, имя и место служения которого осталось неведомым. Однако из записей известно, что их автор принял священнический сан в 1920 году, в самый разгар гонений Русской Православной Церкви, когда ее служителей расстреливали, закапывали живыми, подвергали унижениям, сажали в тюрьмы и отправляли в ссылки.

В одной из проповедей, которая, скорее всего, прозвучала в храме, есть слова, объясняющие разрушительную природу новой власти: «Эти люди, одержимые нечистой силой, слишком много зла приносят в жизнь. Они не могут спокойно видеть добро и правду, Христа и Его святой Крест, они под влиянием демонской силы вооружаются против всего доброго и дорогого, против Церкви и Евангелия. и хотят все стереть с лица земли». И поскольку эта самодельная тетрадь с аккуратно пронумерованными страницами осталась незаконченной, можно только догадываться, как сложилась дальнейшая судьба этого бесстрашного в своей вере человека, остался ли он в живых в это страшное время расцвета предательства и доносительства или же обрел последнее пристанище на Соловках, в Бутово или в том же Тесницком лесу.

Не менее примечательна ставленая грамота, датированная 1924 годом и подписанная архиепископом Виталием (Введенским), являвшемся некоторое время «первоиерархом обновленческих православных церквей в СССР». Возможно, именно по этой причине у документа отрезана часть с указанием имени, фамилии и сана духовного лица.

Совсем иначе воспринимается другое свидетельство, явно еще из дореволюционной эпохи – пожелтевший блокнотный лист, на котором старательно выведено детской рукой: «Добрых двенадцать друзей таковы: правда, чистота, любовь, послушание, покаяние, молитва…». Более ста лет листок этот трепетно и бережно, как настоящая драгоценность хранился в одной из семей, члены которой за многие десятилетия вместе со всей страной прошли через многие испытания: революцию 17-го года, гражданскую и Отечественную войны, пятилетки ударного труда, освоение целины, первый полет человека в космос… Мы не знаем имен этих людей, не знаем их судеб, мы можем только строить предположения, только представить, каким же было выпавшее на их долю время, какими радостями и бедами они жили.

Открыл чтения студент сектора заочного обучения Тульской духовной семинарии священник Иоанн Ческидов, который представил вниманию аудитории доклад: «Святитель Афанасий Великий как пример стояния за истину». Жизнь и служение Александрийского епископа IV века, сполна познавшего горечь предательства и ложных обвинений, гонений и поношений, убеждают, что состояние готовности послужить Господу до конца, присущее российским новомученикам и исповедникам 20-30 годов ХХ столетия, не возникло спонтанно, оно идет от самого начала Церкви.

Первокурсник Геннадий Дудин рассказал о священномученике Петре Яковлевиче Покрывалове – настоятеле Троицкой церкви села Мартимьянова Каширского уезда, позднее вошедшего в состав Тульской области. К сожалению, сведений об этом скромном сельском священнике, найденных в архивах, не так много. Однако известно, что скончался он в 1917 году на волне богоборческих настроений. Батюшку, возвращавшегося из уезда поздней ночью, подкараулили и ранили злоумышленники. После длительных мучений протоиерей Петр Покрывалов скончался, положив начало крестному пути Русской Православной Церкви.

«Революция 1917 года и русское монашество на Афоне» – так звучала тема выступления Алексея Дёмкина, студента 1 курса ТДС. Особое внимание в сообщении было уделено тому, как болезненно переживали русские монахи запрет пополнять свою общину выходцами из России и поддерживать связи с Родиной. Но все же русские обители на Святой Горе пополнялись за счет эмигрантов, причем на смену крестьянам, представителям мещанского и купеческого сословия пришли дворяне: бывшие офицеры, инженеры, художники. Так, вплоть до предвоенной эпохи, среди монахов были и те, кто особенно выделялся своими добродетелями, образованием и способностью общаться с другими посетителями. Одной из значимых фигур Свято-Пантелеймонова монастыря того времени был известный старец Силуан. Он принадлежал к той плеяде святогорцев, в которой прежде заняли исключительные места преп. Паисий Величковский и св. Никодим Святогорец. Учение отца Силуана о духовном покое и умной молитве, помыслах, нетварном свете и способах его увидеть является чтением, напоминающем об этих великих учителях православной духовности. Фигура отца Силуана стоит рядом с великими отцами-исихастами, сподобившимися благодати приобщения к нетварному свету.

Тему Афона в контексте исторических событий ХХ века продолжил студент 1 курса Максим Панфёров, познакомивший собравшихся с особенностями жизни святогорцев в годы Второй мировой войны. В частности, он рассказал, как монахи решали проблемы с нехваткой продовольствия, как складывались их отношения с германским руководством, оккупировавшим Грецию и установившем на полуострове своего коменданта и т.п.

В завершение чтений к его участникам обратился помощник проректора ТДС по воспитательной работе иерей Владимир Болгарин.

– Сегодня прозвучали слова из некогда популярной песни о том, что есть у революции начало, нет у революции конца. И на самом деле это так, и мы, как люди православные не должны питать никаких иллюзий на этот счет, даже пребывая в такой прекрасной, уютной атмосфере, в окружении красивых антикварных предметов, – подчеркнул отец Владимир. – Как показывает история, все это временно, и все препятствия, с которыми сталкивался наш народ, – это попущение Божие для того, чтобы выявить главное: осталась ли в людях вера? Мы с вами понимаем, что богоборческий бунт 1917 года, именуемый революцией, начался задолго, еще в раю, когда Адам решил материализовать нечто, отличное от того, что задумал Господь. Не стоит забывать, что каждый из нас находится на передовой, и каждый должен нести ответственность за свои слова, мысли и поступки.

Марина Полянская, фото автора