В Тульской духовной семинарии при участии епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» состоялось очередное творческое занятие с воспитанниками общественной организации «Маленькая страна – Мы есть!», объединяющей семьи с детьми с расстройством аутического спектра.
Прежде чем заняться непосредственно рисованием, ребята и педагоги ознакомились с экспозициями, разместившимися в галерее и выставочном зале семинарии. Особенно юных гостей впечатлили и, вне всякого сомнения, вдохновили на предстоящие творческие труды полотна известного тульского живописца Александра Немцова.
По замыслу Михаила Левшина, члена Союза художников РФ и руководителя художественно-выставочного отдела центра «Фавор», обучающего особых детей живописи, это занятие отличалось от предыдущих. Кстати, состоялось оно не в учебном классе с установленным в центре мольбертом, а в книгохранилище семинарского церковно-археологического кабинета, в окружении древних книг и старинной мебели. И лучшего места, пожалуй, нельзя было придумать, чтобы научиться рисовать буквы русского алфавита, следуя заданной тематике.
Марина Михалева, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», к радости гостей не только кратко рассказала о собрании редких книг, но и разрешила полистать их, полюбоваться необычным шрифтом, красочными заставками и даже постучать по узорчатым переплетам, дабы убедиться, что за красиво выделанными кожаными обложками срывается крепкое дерево. Еще ребята узнали, что такое буквица и как в былые времена она красиво оформлялась: в виде причудливых растений, сказочных животных, птиц и даже в виде человечков.
Михаил Левшин предложил участникам занятия нарисовать не случайные буквы азбуки, а начальные буквы своих имен. Но если бы все было так просто, то было бы не интересно. Свою букву «М» художник спонтанно решил украсить гроздьями мандаринов. Идея эта всем очень понравилась. Было решено, что каждый сидящий за столом по очереди предложит свой вариант украшения. Помощь других участников только приветствовалась. И, нужно отметить, она не заставила себя долго ждать. Благо растительная тематика, которая оказалась наиболее привлекательной, не ограничивала полет фантазии: ягоды, фрукты, родные и заморские, разнообразные цветы и даже деревья – выбирай, что душе твоей угодно!
Вскоре на альбомном листе Ольги расцвели орхидеи, а у Никиты – незабудки. Константин «нанизал» на свою букву спелую клубнику, Яна изобразила румяные яблочки, а Александр – дольки сочного, солнечного ананаса. Но, пожалуй, самая оригинальная работа получилась у Егора – еловая ветвь с новогодними игрушками.
Идейный вдохновитель Михаил Левшин убежден, что такая форма занятий наиболее приемлема в работе с особыми детьми.
– По-моему, сегодня интуитивно была создана новая игровая методика по принципу всем хорошо знакомой игры « в города», – говорит художник. – Важный момент: мы сидели за одним столом, как одна большая семья, т.е. отсутствовал психологический барьер между преподавателем и учениками, между самими участниками. Поэтому с ребятами легко установился контакт. А главное – творческий процесс увлек всех. Сколько интересных мыслей возникло, столько неожиданных ассоциаций на каждую букву – это еще и отличная возможность расширить свой кругозор. Думаю, наши дальнейшие встречи должны быть именно такими.
Ольга Осипова, педагог–психолог Тульской региональной общественной организации «Маленькая страна – Мы есть!», отметила, что занятия, которые проводит центр «Фавор», позволяют детям и подросткам, страдающим аутизмом, открыть для себя новые грани интересного: «Сотрудничать с семинарией мы начали в прошлом году, и очень этому рады. Каждая встреча здесь – будь то концерт или мастер-класс по выпечке пряничного домика – проходит продуктивно и благотворно влияет на наших воспитанников. Безусловно, занятия рисованием развивают моторику, а это память, речь, координация, позволяют раскрыть творческий потенциал детей. Но самое ценное – это общение, которого так не хватает нашим ребятам, это возможность сделать что-то вместе, познакомиться с новыми людьми. Новый выход в «большой мир» за пределы привычной обстановки для них значим».
Один из активных участников урока Никита, разносторонний юноша, которому интересно все, что он делает, пообещал обязательно прийти на следующее занятие. Со всей ответственностью Никита исполнил доверенное ему дело: поблагодарил от имени ребят, родителей и педагогов Марину Михалеву и Михаила Левшина за занятия и вручил им Благодарственное письмо от организации «Маленькая страна – Мы есть!», состоящей из 76 семей. Так неожиданно и весьма приятно закончилась очередная встреча с особенными детьми и подростками.
Марина Полянская, фото автора