Декабрь нынешнего года ознаменовался для членов Клуба любителей искусств, действующего при епархиальном культурно-просветительском центре «Фавор»,  возобновлением бесед об истории христианской церкви и церковном искусстве.

На протяжении нескольких лет раз в две недели по выходным дням в стенах Тульской духовной семинарии собираются люди различных возрастов и самого разного рода занятий, интересующиеся искусством в широком смысле этого слова, стремящиеся расширить свои знания и быть в курсе творческих событий.  На встречах любители прекрасного  открывают для себя много нового из мира живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества  и художественной фотографии.

Однако сама атмосфера жизни духовной семинарии, окружение предметами церковного искусства, постепенно оказали определенное влияние на слушателей. Все чаще у них возникало множество вопросов о сути  христианства, о том, что представляет собой православие как этическая и мировоззренческая система, как образ мысли и жизни. Особый интерес вызвала история возникновения  христианства, история Русской Православной Церкви, и, безусловно, церковного искусства.

В итоге члены клуба обратились с инициативой организовать для них цикл познавательных лекций, который помог бы им в поиске ответов на волнующие их вопросы, к Марине Михалевой, директору епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».

Доброе начинание  было встречено с радостью, и как только было получено благословение у проректора Тульской духовной семинарии по учебной части, кандидата богословия, протоиерея Игоря Агапова, начался новый и весьма интересный этап в жизни слушателей.

«Так тронул Господь сердца людей, что у них возникла потребность узнать, как можно больше о христианстве, о православии, – говорит Марина Михалева. – Если ранее на занятиях  клуба и шла речь о произведениях религиозной тематики, то делалось это с общих искусствоведческих позиций. Иными словами, в большей степени говорилось об их эстетической ценности, поскольку искусствоведение в широком смысле этого слова  касается только  внешней стороны церковного искусства и оставляет за рамками его внутреннюю, смыслообразующую сторону. Однако церковное искусство и жизнь церкви взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство вне церкви и ее жизни невозможно».

По словам Марины Александровны, новый цикл бесед изначально задумывался так, чтобы знакомство слушателей с основными фундаментальными понятиями, традициями богослужения, сложившимися в христианстве и Русской Православной Церкви, происходило не только в историческом, но, в первую очередь, в богословском аспекте, основанном на литургическом  опыте.

Так, начиная очередное занятие – «Перспектива в мировой живописи»  – Марина Александровна отметила, что его тема вытекает из темы предыдущей встречи: разделению христианства на православие, католичество и протестантизм, и о ключевом догматическом расхождении православной и католической церквей «филиокве» – учении римско-католической церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.

В ходе беседы были затронуты  основные этапы развития и трансформации понятия «перспектива» как явления не столько художественного, сколько богословского.  Прежде всего, слушатели узнали, как зародилась и изменялась со временем идея о форме  и содержании  художественного произведения,  их соотношении, которая лежит в основе перспективы, о том,  какую роль в этом процессе сыграли выдающиеся представители средневековой схоластики Фома Аквинский и Бонавентура.

Особое внимание было уделено вопросу поиска  человеком  Царства Божия: в православной традиции это обращение  вглубь себя, неустанное  покаяние и созидание  с участием Духа Святого обновленного сердца, а в западной –  внешнее выражение устремленности к Царству Небесному. Именно из этих богословских оснований и пониманий мира появилась перспектива как принцип понимания изображения пространства.

Дальнейший разговор был посвящен главному вопросу: почему в средневековье живописцы избегали линейной перспективы, которая была хорошо известна еще древним грекам. А все потому, что в понимании живописцев того времени, мировоззрение и мировосприятие которых априори не могло быть нерелигиозным, линейная перспектива означала бесконечность, являющую собой не что иное, как атрибут Бога. Потому-то западноевропейские и русские живописцы, искусство которых носило исключительно религиозный характер,  писали свои полотна  без линейной перспективы: они так видели мир,  них сама мысль о бесконечности человека была просто кощунственной, сродни ереси.

Один из давних членов Клуба любителей искусств Александр Борисов поделился своими впечатлениями о просветительских беседах, которые второй год проводит Марина Михалева: «Я с удовольствием посещаю каждое новое занятие, поскольку они мне дают именно то, чего мне хотелось: возможность не просто ознакомиться с историей  христианства и Православной Церкви, а переосмыслить  суть важнейших событий  с разных сторон – философской, искусствоведческой.  Вот таких, упрощенно говоря, межпредметных связей  мне не хватало, когда я учился в университете.  Конечно, темы, которые затрагиваются на лекциях, нельзя назвать простыми, чтобы их понять, необходимо немалое время для осмысления. Однако Марина Александровна умеет так выделять основные моменты, что они становятся такими опорными точками,  а от них уже можно и самому попробовать идти дальше».

Надежда Феоктистовна Табакова отметила, что  за время посещений лекций  существенно пополнила свой багаж знаний, которые придают уверенность и делают веру осознанной: «Когда ты начинаешь понимать глубинный смысл церковных понятий, правил устроения церковной жизни, то начинаешь понимать, сколько важного и полезного для сердца и ума раньше было для тебя сокрыто. В прошлом году мы изучали историю раннего христианства, символику, и мне сейчас это очень помогает, когда я прихожу в храм на службу. Меня также  всегда  интересовала тема разделения христианства на несколько церквей, отличия между православными, католиками и христианами. И в этом году мы начали занятия именно с нее. Конечно, пока еще у меня вопросов больше, чем ответов, но мне очень нравится узнавать новое».

Марина Полянская, фото автора