В Тульской духовной семинарии в рамках деятельности клуба любителей искусств, созданного под эгидой епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», состоялась очередная беседа из цикла «История искусства через историю Церкви».
В минувшую субботу любители искусств, желающих расширить границы своих познаний, традиционно собрались в красной семинарской гостиной.
Марина Михалёва, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», тепло поприветствовала слушателей и обозначила круг тем предстоящей беседы: «Мы с вами незаметно подошли к важному историческому периоду – эпохе реформации и возникновению протестантизма, неразрывно связанных с именем христианского богослова Мартина Лютер, – подчеркнула она. – Безусловно, сегодня мы рассмотрим суть и принципы протестантизма как совокупности религиозных учений и обратимся к основным положениям, которые исповедовало и продолжает исповедовать лютеранство».
В ходе разговора было отмечено, что протестантизм не только значительным образом повлиял на конфессиональную ситуацию, сложившуюся в Западной Европе в XVI – XVII веках, но и оказал существенное воздействие на социальную и культурную обстановку.
Марина Александровна также напомнила участникам встречи мысль выдающегося богослова, религиозного философа и ученого Павла Флоренского о том, что каждое вероучение имеет свою систему художественного мышления, и каждому вероисповедованию соответствует свой художественный жанр.
«В своей работе «Иконостас», к которой мы уже вами обращались, отец Павел Флоренский рассуждает о том, что Православной Церкви присуща икона, утверждённая живописно на твердыне, т.е. на деревянной поверхности и на поверхности храмовой стены, католическому миру – картина, написанная на зыбком холсте, – отметила она. – И особенно ярко и подробно он дает описание гравюры, которая свойственна протестантизму. По мнению отца Павла, в этом жанре изобразительного искусства отразилось стремление этого вероучения сделать оттиск на каждой личности, подобно тому, как многократно тиражируется оттиск с одного рисунка: без какой-либо глубины, отдельными линиями, лишающими картину целостности и общего объема. Причем оттиск этот делается на бумаге – самом хрупком, ненадежном и быстро приходящем в негодность материале».
В подтверждение была приведена следующая цитата из книги «Иконостас»: «Повторяю, есть внутренний параллелизм между рассудком, преобладающим в протестантизме, и линейностью изобразительных средств гравюры, как, равно, есть внутренний же параллелизм между культивируемым в католицизме «воображением», по терминологии аскетической, и жирным мазком-пятном в масляной живописи. Первый хочет схематизировать свой предмет, реконструируя его отдельными актами разделения, не имеющими в себе ничего не только красочного, но также и двухмерного. Гравюра есть, повторяю, сотворение образа заново, из совсем иных начал, чем он есть в чувственном восприятии, так, чтобы образ стал насквозь рационально понятен, в каждой своей частности, чтобы все строение его, включительно до теней, т. е. заведомо вытекающее не из одной только сущности образа, но и из отношений его к внешней среде, словом, чтобы весь он был разложен на ряд разделений, ряд детерминации области пространства, и чтобы сверх этих рассудочных актов и их взаимных отношений в образе ничего уже не было».
Своеобразным продолжением разговора на тему творческого стиля и жанров, формирующихся в недрах каждого вероисповедования и отражающих его суть, стало знакомство членов клуба с выставкой «Нотация и традиция». Как следует из названия, экспозиция посвящена истории церковной музыки, созданию и формированию традиций и церковного пения в России, начиная с принятия Крещения, и на Западе.
В завершение встречи Марина Михалева совместно с Натальей Фундаевой, методистом церковно-археологического кабинета ТДС, представила участникам встречи экспозицию полотен самобытной московской художницы Елены Черкасовой под названием «Библейский сюжет».
Как отметила Людмила Бирюкова, одна из участниц клуба любителей искусств: «Все, что открывается нам в стенах семинарии, благодаря стараниям знающих людей – прекрасный стимул для движения вперед. Это очень интересно – открывать для себя историю христианства, историю религий, потому что эти знания открывают новый взгляд на искусство, музыку, литературу, – делится женщина. – Начинаешь понимать, как много проходило мимо тебя, сколько было сокрыто для разума, для души. Конечно, далеко не всегда все истины становятся понятны сразу, но я старюсь конспектировать лекции. Хочется сказать большое спасибо за то, что нам предоставляют возможность почерпнуть новые знания, дают нам пищу для ума и сердца».
Елена Попова совсем недавно узнала о существовании клуба любителей искусств и сегодня впервые присоединилась к постоянным его участникам: «Впечатлений очень много, они самые разнообразные, интересные и яркие. Прежде всего, очень понравилась лекция по истории христианской Церкви и церковного искусства. Хочу отметить, что уровень, на котором был преподнесен материал о реформации, протестантизме и гравюре, не популярный, а весьма достойный, т.е. Марина Александровна не делает скидок на нашу плохую подготовленность. И это ко многому обязывает: не расслабляешься, включаешь память, интеллект, это очень хорошо. Еще также порадовало, что сегодня мы прикоснулись и к истории, и к миру церковной музыки, и открыли для себя творчество Елены Черкасовой. Очень насыщенная, интересная встреча, за которую хочется сказать большое спасибо ее организаторам».
Марина Полянская