В Тульском колледже культуры и искусств прошла встреча студентов с иереем Владимиром Моргуновым, клириком Свято-Никольского храма, и Олегом Михайловичем Сениным, заместителем председателя Тульского отделения общества русской словесности, писателем и публицистом.

Гостей представила Вера Михайловна Кириллова, преподаватель колледжа, член правления Тульского отделения общества русской словесности: «Дорогие ребята, учебные программы нашего колледжа знакомят вас, помимо прочего, с историей и культурой нашей страны. На уроках я с удовлетворением убеждаюсь, что темы эти небезынтересны для вас. И вот сегодня от наших гостей вы узнаете нечто такое, что, несомненно, обогатит вас, возбудит интерес к событиям столетней давности и станет поводом для осмысления собственной жизни. Речь пойдет о последнем русском государе Николае Александровиче и его семье, которой довелось пережить страшные испытания и мученическую кончину».

Отец Владимир кратко познакомил собравшихся с историей канонизации царской семьи: «В 2000 году состоялось прославление в лике святых последнего российского императора Николая II, который отрёкся от престола 2 марта 1917 года, его жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. С того времени все они почитаются в русской православной церкви как царственные страстотерпцы. Люди, знакомые с благочестивой жизнью каждого из них, их смирением перед лицом выпавших испытаний и неоправданной жестокости приговора, единодушно приняли канонизацию как Божие воздаяние за их жизненный подвиг».

Олег Михайлович поведал студентам о впечатляющих подробностях жизни членов царской семьи. Рождение будущего государя 6 мая 1868 года выпало на день памяти многострадального Иова. Впоследствии Николай Александрович не раз повторял: «Видно, от того и мне доведется многажды пострадать». Государыня Александра Федоровна, будучи внучкой английской королевы Виктории, накануне венчания заверяла своего избранника словами: «Отныне твой народ станет моим народом, а твоя вера – моей верой». Их дочери возрастали и воспитывались в простоте и трудолюбии. Главенствующим в их образовании было воспитание любви к Господу Богу и ближним. Во время войны 1914 года все они вместе с государыней ухаживали за ранеными в качестве сестер милосердия. Рождение долгожданного наследника царевича Алексея стало милостивым ответом Господа на молитвы царственной четы к преподобному Серафиму Саровскому.

Революционная смута привнесла в головы и сердца русских людей неоправданные надежды на устроение рая на земле, но без Бога и вопреки его воле. 2 марта 1917 года, не желая кровопролития в братоубийственной войне, государь отрекся от престола. Известны его слова, исполненные горечи: «Кругом измена, и трусость, и обман!» Затем последовал домашний арест, ссылка в Тобольск и, наконец, бесчинная и неправосудная расправа в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге.

«Мы должны помнить, дорогие мои, – сказал Олег Сенин, – что и во время гонения первых веков христианства мученики за веру почитали за честь для себя пострадать вместе со Христом. Они не проклинали своих мучителей, но молились, чтобы Бог привел их к покаянию. Точно так же держали себя те, к которым мы ныне обращаемся с молитвами как к мученикам и страстотерпцам».

В заключении Олег Михайлович прочел свое стихотворение, посвященное великой княжне Анастасии, а также строки поэта Георгия Иванова, современника тех роковых для России событий:

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие печальные лица

И как это было давно.

Какие прекрасные лица

И как безнадежно бледны –

Наследник, императрица,

Четыре великих княжны…

Студентка 1 курса Алина Арбузова под впечатлением от встречи призналась: «Слушая гостей, я представила, что все четыре дочери были так же молоды, как и мы теперь. Я спрашивала саму себя, как могло такое случиться, и как можно было поднять руку на них, таких молодых и ни в чем не повинных». Тем же чувством проникнуты строки стихотворения Олега Михайловича, посвященного Анастасии Романовой:

…И всем Васильостровским линиям

Не зачеркнуть той жуткой были.

Ты пребываешь самой дивной лилией,

Что по Фонтанке жертвенно проплыли».

Корнаухова Татьяна