В Тульской духовной семинарии состоялись традиционные областные церковно-краеведческие чтения, организованные по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».

С каждым годом форум привлекает все больше участников: историков, краеведов, представителей научного и музейного сообщества, священнослужителей, преподавателей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования и учащихся из городов и поселков Тульской области.

Прежде чем приступить к работе, участники Чтений во главе с протоиреем Олегом Анохиным, заведующим заочным сектором обучения Тульской духовной семинарии, молитвенно почтили память новопреставленного архимандрита Кирилла (Павлова) – многолетнего духовника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Приветствуя собравшихся, Марина Михалева, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», отметила: «Тема нынешних Чтений посвящена жизни минувшего столетия – тяжелого, сложного, но одновременно и радостного, потому что это было столетие новомучеников, которые прославили Бога своей жизнью, своими страданиями и мученической смертью».

Помимо этого, Марина Александровна напомнила о доброй традиции областных церковно-краеведческих чтений – ежегодной благотворительной акции. В этом году она призвана оказать посильную помощь тульскому Николо-Владимирскому храму, в здании которого долгое время располагался архив Тульской области, хорошо знакомый каждому историку и краеведу. Три года назад храм был возвращен верующим в полуразрушенном состоянии, однако с первого дня в нем совершаются богослужения, организована приходская община. На сегодняшний день храм, в котором активно ведутся реставрационные работы, очень нуждается в церковной утвари.

«Предлагаем вам пожертвовать средства для приобретения дискоса или лампады, – сказала Марина Александровна. – Собранные средства будут пересчитаны во время Чтений, а после покупки предметов утвари всем участникам будет выслана копия товарного чека и благодарственное письмо».

Открыл заседание докладом «Расстрел крестного хода в Туле 15 февраля 1918 года» Игорь Родинков, известный тульский историк, краевед, автор нескольких книг. Докладчик проанализировал политическую ситуацию, особенности взаимоотношений, сложившихся между властью Советов и Русской Православной Церковью, которые привели к трагическим событиям, разыгравшимся во время шествия верующих в праздник Сретенья Господня и приведших к гибели 8 и ранению 11 человек. В завершение Игорь Аркадьевич выразил предположение, что решение расстрелять крестный ход было принято не на местном уровне, а исходило из центра – из Москвы, несмотря на то, что законодательно шествия верующих на тот момент были разрешены. Возможно, потому так сложно отыскать в архивах документальные свидетельства о тульской трагедии, что они предусмотрительно были изъяты.

Затем слово для выступления было предоставлено одной из постоянных участниц Чтений – Марии Шишкиной, педагогу дополнительного образования Центра детского творчества Привокзального района города Тулы, которая рассказала о жизни и служении священника Алексия Троицкого. Это далеко не первая работа Марии Вячеславовны, посвященная роду потомственных священнослужителей, к которым принадлежат священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, и Даниил (Троицкий), архиепископ Брянский. Отец Алексий, рукоположенный в 1918 году, также как и два его брата, сполна разделил трудности, выпавшие на долю верных сынов Русской Православной Церкви после революции. Свое пастырское служение он начал на приходе церкви Благовещения Пресвятой Богородицы села Липицы Каширского уезда, тогда еще Тульской губернии, где служили его дед и отец. Прихожане любили своего настоятеля за необыкновенную душевную чистоту, удивительную сердечность, готовность отдать все ближнему. Начиная с 1930 года, с первого ареста по обвинению якобы в «контрреволюционной агитации», и вплоть до расстрела в 1937 году на Бутовском полигоне, отец Алексий мужественно претерпевал допросы, унижения и лишения, разлуку с семьей. При этом он сохранил доброту и любовь к людям, показывая пример преданности заповедям Христа.

Представитель Белевской и Алексинской епархии Александр Петрович Олейник, педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Белева, представил вниманию собравшихся несколько эпизодов церковной жизни на белевской земле в 1917 – 1922 годах, запечатленных в архивных документах.

Тема жизни в эпоху потрясений, наступившую в России после Октябрьской революции, но уже под иным ракурсом, получила развитие в выступлении Алексея Станиславовича Панина, кандидата исторических наук, заведующего отделом Тульского историко-архитектурного музея. «Новая жизнь старых кладбищ, некоторые обстоятельства смерти и погребения в Туле после 1917 года» – такова формулировка его исследования, убедительно показывающего, что одним из ярких символов этого исторического периода является братская могила. Первыми в таких захоронениях начали погребать коммунаров, а затем – и рядовых граждан. Люди самых разных сословий и возрастов, вынужденные в результате радикальных политических, социальных и экономических потрясений искать лучшей доли, умирали не только от болезней и голода, но и от несчастных случаев, происходящих среди прочего и на железной дороге.

С интересом восприняли собравшиеся доклад Людмилы Васильевны Миляковой, старшего научного сотрудника музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», об непростых взаимоотношениях священнослужителей Тульской епархии и Льва Николаевича Толстого.

Значительная часть исследований, представленных на форуме, была посвящена теме истории приходов и храмов Тульского края, вокруг которых была сосредоточена жизнь в российской глубинке до Октябрьской революции, а затем большую часть из них постигла печальная участь: закрытие властями, поругание и забвение.

Так, Валентина Геннадьевна Исаматова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Михайловской средней школы им. В.А. Казанского, рассказала, как сложилась жизнь церковных приходов Куркинского района после 1917 года. Более подробно этот вопрос на примере истории храма во имя Архангела Михаила села Михайловское рассмотрела Евгения Исаматова – ученица 10 класса той же школы.

Постоянный участник областных церковно-краеведческих чтений Игорь Евгеньевич Карачевцев, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской работы музея-усадьбы Л.Н. Толстого, творчески интерпретировал эту тему, сформулировав ее следующим образом: «Загадка «умиротворяющего русского пейзажа». Посылом к исследованию стали замечательные слова Александра Солженицына: «…Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворявшего русского пейзажа. Он – в церквах…» А основу работы составили полевые заметки о некогда украшавших наш край храмах, усадьбах и деревнях, сделанные Игорем Евгеньевичем во время путешествия из Богородицка в Ясную Поляну по маршруту, которым следовал некогда граф Бобринский в гости к старшему брату Льва Николаевича Толстого – Сергею Николаевичу.

Материал о храмах междуречья Оки и Дона, чудом сохранившихся и исчезнувших с лица земли в советское время, подготовила Анна Алексеевна Козина, учитель начальных классов, руководитель школьного этнографического музея Волчье-Дубровской средней общеобразовательной школы.

Учитель истории и обществознания гимназии г. Ефремова Галина Алексеевна Борщевцева, не в первый год принимающая участие в церковно-краеведческом форуме, посвятила свой фильм храмам Тульской земли во имя преподобного Сергия Радонежского.

С историей села Ясная Поляна, которое входило в приход Свято-Никольского храма в Кочаках, ознакомила собравшихся Татьяна Васильевна Комарова, ведущий научный сотрудник музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

«Минувшее столетие Русской Православной Церкви в лицах и судьбах» – таким условным названием можно объединить ряд докладов, прозвучавших на Чтениях.

Светлана Владимировна Дуганова, научный сотрудник Крапивенского музея – отдела музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», посвятила свою работу репрессированным священникам Крапивенского прихода.

Ольга Владимировна Перова, заведующая культурно-образовательным отделом музея «Богородицкий дворец – музей и парк», подготовила жизнеописание новомученика протоиерея Федора Чемагина, который являлся настоятелем Успенского храма в Богородицке с 1945 по 1957 год и похоронен у его стен.

Даниил Азаренок, ученик 6-го класса Ефремовской гимназии и самый юный участник Чтений, представил доклад «Путь старца». Он ознакомил собравшихся с вехами жизни схиигумена Павла (Петра Иустиновича Драчева). Свое служение Богу он начал в Оптиной пустыни. После закрытия обители начались годы лагерей, ссылок и скитаний, которые привели его на Тульскую землю. Некоторое время схиигумен Павел служил в тульском храме Двенадцати святых апостолов, затем – в Свято-Никольском Веневском монастыре. Последние годы провел в селе Черкасы Ефремовского уезда, стремясь к уединению, где и скончался в 1981 году и был похоронен у алтаря храма преподобного Сергия Радонежского.

Выступление Татьяны Викторовны Кудряшовой, учителя «Основ православной культуры» средней школы №16 поселка Первомайский Щекинского района, открыло для собравшихся имена исповедниц веры сестер Сысоевых. Схимонахиня Мария и монахиня Анастасия, ранее являвшиеся насельницами тульского Успенского монастыря, похоронены на Кочаковском кладбише.

«Роль священнослужителя в развитии духовности в советское время на примере служителя настоятеля Никольского Крапивенского храма Серафима Хланта» – такова тема доклада Ирины Николаевны Ореховой, хранителя фонда Крапивенского музея, отдела музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

Александр Германович Зайцев, кандидат технических наук, доцент, вкратце поделился с участниками Чтений историей рода своих предков – тульских священнослужителей Зайцевых. Исследование, самостоятельно проведенное Александром Германовичем на основе сохранившихся архивов, затрагивает три столетия – с XVII по XX.

Иерей Георгий Каменщиков, преподаватель Тульской духовной семинарии, сотрудник издательского отдела Тульской епархии, рассказал о жизни и служении протоирея Никодима Миронюка.

Продолжила работу Чтений Ольга Сергеевна Веневцева, заведующая Крапивенским музеем – отделом музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», которая посвятила свое сообщение одному из примечательных документов, обнаруженных в фондах музея – дневнику крапивенского священника Ныркова.

Далее слово для доклада о традициях церковных пожертвований на примере «Дела о пожертвовании крапивенским купцом Петром Юдиным земли соборной Николаевской г. Крапивны церкви» было предоставлено Ольге Евгеньевне Артамоновой, научному сотруднику Крапивенского музея – отдела музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

С интересом было воспринято выступление Елены Валентиновны Петрухиной, научного сотрудника Крапивенского музея – отдела музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», на тему: «Жизнь провинциального духовенства во второй половине XIX века на примере уездного города Крапивна» (по произведениям С. Глаголева и Г. Успенского).

Марина Александровна Михалева на правах председателя церковно-краеведческих чтений выразила благодарность участникам за содержательные и интересные выступления и напомнила, что материалы представленных докладов традиционно будут опубликованы в очередном выпуске Областного краеведческого сборника, издаваемого Тульской духовной семинарией.

Марина Полянская, фото автора