Участник Тульского православного молодежного движения, прихожанин храма преподобного Сергия Радонежского  Иван Кофанов, ныне являющийся студентом  второго  курса Иконописной школы при Московской духовной академии, рассказал о своей учебе и жизни в Троице-Сергиевой Лавре.

На минувших выходных Иван и его друг – туляк  Александр  Демидов, студент 2 курса Московской духовной семинарии, приехали на выходной в родной город, чтобы перед Великим постом  навестить родителей и родственников. Студенты посетили отдел по работе с молодежью Тульской епархии и  охотно поделились впечатлениями о своем обучении.

Как пришло желание учиться в МДА?

Иван: Предыдущее образование дизайнера не удовлетворяло духовным потребностям, и не было мне близко. Желание учиться в духовном учебном заведении пришло давно, вот только не сразу понял, что хочу учиться именно на иконописца. Посоветовавшись с духовным наставником, я утвердился в намерении учиться писать иконы. Выбор состоял из двух учебных заведений – поступать в ПСТГУ или иконописную школу при МДА. На момент сбора документов вступительные экзамены в Свято-Тихоновский университет закончились, поэтому поехал в Троице-Сергиеву Лавру. Иконописная школа в МДА имела более хорошие отзывы, поэтому склонялся больше поступать сюда. Поступление рассматриваю как волю Божью, потому что поступил с первого раза.

Александр: После школы не было определенности, кем я хочу быть, поэтому пошел по пути наименьшего сопротивления – на юридический факультет. К концу второго курса я понял, что юриспруденция – не мое, а к концу обучения окончательно утвердился в этой мысли. Решил продолжить обучение  по новой специальности, передо мной стоял выбор пути, но Господь утвердил меня в решении поступать в семинарию. Другое заведение, кроме МДА, не рассматривал.

Сложно ли было поступать, есть ли среди вас еще студенты из Тулы?

Иван: Мне было сложно, так как это было совсем новое для меня дело, и я не имел хорошей практики. Вообще не знал, чему учат именно в московской школе. Специфика деятельности и краски акварельные, которыми пользовались на экзаменах, не были привычны для меня.

Александр: Поступать было легче, чем в какое-либо другое учебное заведение, так как лично для меня момент поступления или не поступления связывался с волей Божией, которую внутренне я был готов принять. Хотя переживания не были исключены. В формальном плане – это два экзамена-собеседования по Библейской истории и катехизису, совет духовников и собеседования с проректорами по учебной и воспитательной работе, а также прослушивание, проверка знания основных молитв и чтения на церковно-славянском языке и  медицинская  комиссия. Студенты из Тульской области есть, но очень мало, вероятно, это связано с тем, что в Туле есть своя семинария.

Как проходит учебный день, что самое сложное и интересное в учебе?

Иван: Главный предмет – иконописание. Иконописные занятия проходят до обеда и после. Конечно, есть теоретические предметы, которые дают базовые знания и наполняют иконописный мир. Ведь нужно сознательно выделять определенные качества того или иного святого. Московская школа иконописи ориентируется на древние образцы до  XVI века. У иконы есть свой язык, своя техника, колорит, свои законы. Каждый студент решает разнообразные задачи в школе во время обучения, и для кого-то более сложным является задача копировать, кому-то сразу не дается техника или индивидуальное задание на старших курсах. Все этапы обучения являются сложными. Икона требует максимальной концентрации во время работы. Работа под руководством известных иконописцев, поездки в московские музеи, общение с единомышленниками всегда плодотворны и дают опору в учебе. Процесс обучения в школе дает возможность больше погрузиться в мир древнерусской иконы. Как сказал наш учитель Александр Николаевич  Солдатов: «Для художника очень важно пребывать в родной художественной среде».

Александр: Всегда надо иметь благоговение перед Богом и святыми, иметь страх Божий. Здесь монастырская, особая духовная атмосфера и очень теплое отношение со стороны и учителей и сокурсников. Учебный день включает 3-4 занятия по 1,5 часа. Самое сложное – соединить теорию с практикой, чтобы полученные знания получали реализацию в собственной жизни.  А также важно сохранить веру и не привыкнуть к святыне. Еще в процессе обучения приходится сталкиваться со схоластикой, но преодолевать эту проблему необходимо каждому самостоятельно. Самое интересное – преподаватели, которые вдохновляют, дают пример живой веры, делятся духовными советами, жизненным опытом и открывают новое на пути к Богу.

Чему вы научились за это время?

Иван: Нас научили подходу к работе с образца, выделять тональные отношения в иконе, изображать декоративную составляющую иконы (горки, палатки, деревца). 2 курс посвящен личному письму. Глубокое изучение языка древней иконы дает базу для дальнейшего обучения и роста. «Увидеть красоту древней иконы, сделать ее язык хоть сколько-нибудь родным, – говорит Александр Николаевич. – И когда это происходит, художнику открываются безграничные просторы для творчества».

Татьяна Шитова