Пятница Недели православной книги на региональной книжной выставке-ярмарке «Тула Православная», как и все ее дни, была полна значимых событий и интересных встреч. Презентация молодого столичного издательства «Никея» не прошла незамеченной –  после того, как мероприятие открыл митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, у стенда  собрались гости выставки, активно получая автографы  и задавая вопросы  главному редактору «Никеи» Владимиру Лучанинову. Издательскому отделу Тульской епархии также удалось пообщаться с ним.

– Владимир Ярославович, «Никея» – издательство относительно новое, но уже довольно успешное,  у его творческой команды свой взгляд  на происходящее  в книжном мире и  свои особые издательские принципы. В чем они заключаются?

– Главный принцип – сделать книгу о православии интересной, ясной и познавательной. Иногда  издатели делают исключительно то, что интересно им самим и небольшой группе людей. Мы  не разделяем такой взгляд – мы хотим чувствовать нашего читателя, поэтому проводим  исследования, отслеживаем  темы, которые интересны  церковному и светскому  сообществам. Проблемы семейной жизни, воспитания детей, вопросы, остро переживаемые  сегодня,  нам особенно близки. Иногда нас упрекают в том, что мы не издаем наследие святых отцов. Безусловно, святоотеческая литература нужна, но есть большое количество издателей, которые эти книги прекрасно печатают – например, издательство Сретенского монастыря.  Нам ближе круг практических вопросов, которые остаются за бортом общественного и церковного внимания – например, проблемы пожилых людей, старческой деменции. Нами изданы книги с важными и ценными советами для тех, кто с этим столкнулся.

– Судя  по стенду «Никеи» на  выставке-ярмарке «Тула Православная»,  ваши издания охватывают большую аудиторию. Кому именно адресованы эти книги?

– Женщины – основные наши читатели. В силу своих особенностей женщина быстрее  адаптируется к ситуациям, находит решения. Итог войн и потрясений  в нашей стране – мужской инфантилизм, это серьезная проблема, и сколько времени должно пройти, чтобы русский мужчина снова вошел в силу, пока неясно. Этой  проблеме посвящено много наших изданий. Книги об отцовстве тоже  пронизаны мужскими вопросами. Почему мужчин мало в Церкви? Возможно, там недостаточно того пространства, где мужчина чувствует себя  в своей тарелке, может проявить свои качества? Тема мужества  у нас  выражено присутствует, и мы не только ставим вопросы, но и ищем ответы.

Если же говорить об аудитории  в целом, то у издательства четыре основных  направления, и у каждого из них своя целевая аудитория.

Первое – это катехизация,  рассказ о вере для светских людей и неофитов. Второе – повествование детям о Боге (эта издательская ниша существует для родителей, которые хотят воспитывать ребенка в вере и образовывать его с культурологической точки зрения). Третье направление – христианская психология. Оно призвано помочь людям не остаться наедине со своими  проблемами, вместе искать выходы и решения. И четвертое направление  можно определить как духовный и житейский опыт наших современников. Многие издания составлены на основе биографий  людей ХХ века. Революции, войны, репрессии  и другие события рождают вопрос –  как русские люди смогли пережить этот страшный век, не утратить свои ориентиры, внутренний мир?  Редакция  находит интересные биографии, малоизвестные факты. Сейчас, в  2017 году,  мы пытаемся осмыслить, как  мы пришли к тому, что сто лет назад произошла такая страшная революция с такими глобальными последствиями для миллионов людей. У каждого из перечисленных  направлений свой читатель. Со временем направлений деятельности  будет больше, уже над этим работаем.

– Вы не только определяете издательскую политику «Никеи» как ее главный редактор, но и сами пишете  книги на актуальные современные темы. Что Вам интересно, о чем хотелось бы еще написать?

– То, что не утрачивает значимости  и для меня, и для всех – христианская семья, воспитание детей, отношения  мужчины  и  женщины. Тема бесконечная, и я сам ищу ответы на многие свои вопросы. Конечно, сам я далеко не идеальный родитель, поэтому рождение очередной  книги, как рождение ребенка, и мне самому помогает что-то понять.

У нас с женой пятеро детей, так что многие решения приходят опытным путем.

– У книг издательства «Никея» – не только уникальное  содержание,  но и особенный внешний стиль. Лаконичный минималистский дизайн и верстка ваших изданий  выделяют их на фоне и церковной литературы  (темные тома в золотом тиснении), и светской – в глянце. Какую цель, помимо повышения спроса,  преследует  ваш  дизайн?

– Этот  стиль  – результат большой работы и раздумий, он разрабатывался специально. Наши дизайнеры представляют классическую отечественную школу, но учитывают современные течения и направления. Цель – вывести  христианскую  книгу в светское интеллектуальное книжное пространство.

Когда православные книги в 80 – 90-е годы наконец-то стало можно печатать, издательства  оказались к этому не готовы: не было контента, не было нужных специалистов, церковная  наука была очень закрытой. Стиль, воспринимаемый  как православный, ассоциировался со стариной, поэтому к печати  адаптировали книги XIX века. Так  возникло предубеждение, что православная книга не ясна и не близка  человеку XX и XXI века, что у него другие культурные основы и интересы.

Но в тот же период и  светское книжное пространство оказалось в сложном положении: система госзаказов была разрушена, наступил глубокий кризис, и в конце 80-х издатели решили, что хорошая  литература никому не нужна. Так  начали издавать дешевые  книги на газетной бумаге. Но вскоре стало понятно – если  печатать неинтересное, никто не купит даже по низкой цене. Долго считалось, что церковное  книгоиздание  так и  не вышло из кризиса. Но сегодня уже есть понимание, что печатать дешево хорошие книги нельзя.  Стилизованное, раскрашенное православие, «хохлома» на обложке, причем не в лучшем своем варианте, не способствует встрече с читателем. Так что наша концепция дизайна  –  это попытка отразить  свое видение важных тем, свое понимание христианства, его содержательности, глубины, символизма, ясности и простоты.

– Считается, что книгопечатание и сегодня дело неприбыльное, что интерес  к книжной продукции падает, так есть ли перспективы у издательского дела в России?

– Есть светское книжное пространство, есть церковное.  Светские дешевые книги обречены, если не имеют практической ценности  – в книжных магазинах дешевую продукцию невыгодно выкладывать на прилавки, так что она просто не попадает  к читателю.  А вот в церковном мире книга стоимостью в 200 рублей кажется дорогой. Отчего-то люди не понимают, что ее цена не может быть равна минимальной покупке в магазине хлеба и молока. Не нужно покупать много, ведь, в отличие от продуктового набора на день, одна хорошая книга может питать тебя  в течение нескольких месяцев. Для не очень богатых людей (кстати, к которым я себя как многодетный отец тоже отношу) высокая цена может быть критической, поэтому  мы  вынуждены корректировать свои цены.

Вообще ценообразование – вопрос непростой, даже у крупных издателей тиражность сегодня  падает до 2-3 тысяч экземпляров, а издательские риски растут. Нельзя забывать и о том, что люди, которые работают над книгой – редакторы, корректоры, верстальщики, дизайнеры – должны получать зарплату за свой труд, им нужно на что-то жить. Мы хотим, чтобы и авторы имели свой гонорар, поскольку  подавляющее число наших авторов – священники, а их заработки  не столь велики.

Так что как на бизнес  на издательское дело  сегодня едва ли можно смотреть. Хорошо, если выходят из минуса самые крупные концерны и издательства.

Еще 4-5 лет назад  многие считали, что вопрос умирания литературы – всего лишь вопрос времени. Но произошло неожиданное – в 2014 году медленное угасание ритмов рынка стало преломляться в рост! Специальное исследование прошло по всему миру, и было установлено, что  этот переворот совершили  в основном детские книгоиздатели, придумавшие интерактивные книги. Но дело не только в них. Большинство людей до сих пор предпочитают бумажную книгу – для них психологически важен тактильный контакт, ощущение  и запах страниц, их особое  тепло, неспешная беседа  с автором, сидя в уютном кресле.  В  бумажной книге заложено много дополнительных смыслов, не всегда для человека ясно ощущаемых, но очень значимых. Теперь можно смело говорить, что электронная продукция бумажную  книгу не уничтожит.

Верю, что у нас большое будущее,  поскольку наши задачи в первую очередь не коммерческие, а  миссионерские, и светский мир в нас поверил. Товароведы это видят, поэтому наши отношения с ними выходят на другой уровень – они сами  предлагают идеи для новых книг, подсказывают, что востребовано. Будем двигаться  в эту сторону – возможно, мы сможем сказать свое слово о православии светскому миру.

– Новинки вашего  издательства представлены  на новом портале «Правкнига» Издательского Совета РПЦ?

– Скажу больше – к созданию этого  интернет-ресурса мы  имеем самое прямое отношение. Один из разработчиков портала  –  мой коллега Николай Бреев, он же является  постоянным членом издательского совета Русской Православной Церкви  и  участвует  в  его проектах. Не так давно  в «Никее» вышла книга о председателе издательского совета митрополите Клименте.  Так что заходите  на  портал!

Приглашаем  и  на сайт «Никеи», там есть раздел  с формой обратной связи – с просьбой организовать  мероприятие. Мы всегда готовы встречаться, привозить наших авторов, проводить мастер-классы, семинары, беседы. Наши авторы легки на подъем, они с радостью откликаются на приглашение. Это известные священники, христианские психологи и педагоги,  и им есть чем поделиться.

– Судя по всему, книгоиздание для вас не просто работа, но и любимое дело, своего рода миссия. Каким было ее начало?

– Издательство существует с 2008 года. Мы стартовали в кризис, когда наши знакомые крутили пальцем у виска, не понимая, как можно вкладываться в заведомо убыточное дело, но Божия  помощь была с нами,  и момент кризиса  стал  для нас точкой роста. Тогда большого  издательского опыта лично у меня  не было – по образованию я  историк и богослов, немного отучился в полиграфическом  институте, но его не окончил.

Есть такая бизнес-теория, согласно которой переворот в отрасли делают люди извне, те, кто  не имеет  опыта ошибок, не знает стереотипов.  Скорее всего,  я  и  мой друг Николай Бреев, с которым мы вместе открывали «Никею», были теми  отчаянными людьми, которые  бросились в омут с головой  и начали экспериментировать.  Мы озадачились  проблемой  отсутствия  в нашей стране христианского слова, мы это глубоко переживали, поэтому у нас что-то получилось.

Что касается нашей миссии, то я ее  понимаю так. Книги издательства «Никея» стремятся донести  мысль о том, что абсолютно в каждом человеке есть красота и Образ Божий, что путь ко Христу – это путь к Пасхе, путь к радости, путь к созиданию жизни. Христианство – не унылая вера: Христос дает такую радость, что  любые страдания тонут в ней. Об этом говорят практически все наши издания.

Беседовала Валентина Киденко, фото автора