По благословению председателя отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерея Сергия Резухина сотрудники и клиенты Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам» (г. Тула, ул. Демонстрации, д. 11) приняли участие в очередной встрече из цикла «Традиции православной культуры и их отражение в искусстве и литературе». Тема беседы: «Великий пост».

Предварила долгий и неторопливый разговор соборная молитва. Первой темой духовной беседы стал кажущийся на первый взгляд простым и одновременно обладающий необозримой глубиной вопрос: “Что же такое пост в христианской традиции, и каково его значение?”

Используя примеры, в полной мере доступные восприятию каждого человека, клирик Всехсвятского кафедрального собора иерей Василий Шаталов убедительно раскрыл перед слушателями насущную необходимость внутренней духовной работы и покаяния: “Как известно, никто из людей не может жить вечно. Рано или поздно каждый человек умирает. Христианство учит, что есть загробная жизнь, жизнь бессмертной души. Умирает лишь тело и отходит в землю, а душа отходит к Богу, Который и создал её.

Представ перед Создателем, душа даёт ответ за то, что было сделано в земной жизни, и каждому по его делам будет уготована посмертная участь.

Чтобы научить человека жить праведно и благочестиво, религия преподаёт ему определенные уроки – наставления. В христианстве одним из таковых является пост.

Некоторые люди сводят значение поста всего лишь к отказу от продуктов животного происхождения. т.е., к диете. Однако пост – глубокое, сложное понятие. В Первом послании к коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что пища не приближает нас к Богу. Некоторые люди отказываются от каких-то продуктов по своему произволению, как это делают, например, вегетарианцы. Или, напротив, тяжело больной человек не может в силу состояния своего здоровья обойтись без молочных или иных продуктов.

Поэтому, как сказано в стихире Великого поста: “Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления”. Пост – это обуздание страстей, воздержание, прежде всего, от всякого зла.

Что имеется в виду? Многие думают, что не убивать, не грабить, т.е. не нарушать Уголовный Кодекс, уже и означает не грешить.

А что же такое зло в понимании святых отцов? Давайте всмотримся вглубь себя! Внешне человек может быть вполне нравственным. Мы радушно улыбаемся при встрече, даже иногда в чём-то помогаем друг другу. Кажется, что существуют хорошие отношения между людьми.

Но внутри каждого человека происходит духовная жизнь, которая может быть либо хорошей, светлой, отражающей внешнее поведение; либо она полна страстями: завистью, осуждением, раздражением и другими пороками. Задумаемся, часто ли помогаем мы своему ближнему от чистого сердца? Не возмущается ли наш внутренний человек от того, что его побеспокоили?

Поэтому истинный Пост – это попытка воздержания, обуздания своего “я”: этого невидимого другими человека, у которого внутри всё “бурлит” и не даёт ему самому покоя.

Каждому из нас знакомо такое состояние: кто-то нам в чём-то отказал, или сказал в наш адрес что-то плохое, или просто недружелюбно к нам отнёсся. И мы сразу же начинаем от этого страдать. От чего так происходит? Потому что задеваются наше самолюбие, наша гордость. От того, что в собственных глазах каждый человек считает себя самым хорошим, умным. Мы стремимся давать советы и поучать других, как им нужно жить. Получается, что именно это наше “я” всегда идет впереди.

Но если кто-то укажет нам самим на наши ошибки, неправоту, то вот тут-то внутри уязвлённого человека всё начинает “кипеть”: плохой сон ночью, недовольство собой днем. Именно от такого душевного состояния и нужно учиться воздерживаться, особенно во дни Великого поста.

И всё же, для чего нужен пост? Верующие люди хотят быть с Богом всегда и по окончании земного существования попасть в Царствие Небесное. Святые отцы считают, что в течение жизни тело вместе с душой прилепляются к определенным болезненным страстям.

В борьбе с ними огромное значение имеют и семья, и воспитание, и образ жизни каждого из нас. Человек, с детства посещающий храм, приученный к чтению серьёзной литературы, интересующийся живописью, музыкой, обладающий высокими нравственными качествами, будет неуютно чувствовать себя в компании людей грубых, пьющих, курящих, употребляющих наркотики.

Перед нами изображения святых, особо вспоминаемых Церковью Великим постом: святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, положивших всю жизнь на очищение своего внутреннего “я”.

Если человек в течение своей земной жизни не желает учиться быть настоящим христианином, не только по факту свершившегося Таинства Крещения, не только из-за того, что он иногда бывает в храме, то христианин ли он? Быть христианином, значит в своей жизни учиться подражать самому Христу, хотя бы в какой-то мере. И если мы этому не научимся здесь, на Земле, то не сможем быть с Богом и после смерти.

Почему нужно этому учиться? Рассмотрим вполне понятные всем житейские ситуации: даже ребенка нужно научить держать ложку, читать, писать и т.д. Порой учёба кажется сложной, скучной, ведь нужно прилагать усилия. Но, тем не менее, усилия оправдались, и полученные знания пригодились в жизни. Нельзя забывать при этом и про значимость непрестанного самообразования.

Также и христианин должен учиться кропотливо и упорно. Нельзя один раз прийти в храм и сказать, что ход Богослужения непонятен. Среди нас сегодня маленькая Ангелина с мамой. Если девочке сейчас дать книгу, то она в лучшем случае будет разглядывать картинки, ведь букв она пока ещё не знает. Или просто отложит книгу в сторону, потому что непонятно, неинтересно, потому что нужные навыки пока ещё не приобретены.

Предлагаемый Церковью пост – это своего рода ежегодный урок, позволяющий каждому из нас совершенствовать внутреннего человека в себе.

Держать пост современному человеку в чём-то легче, в чём-то труднее. Появляются новые привязанности. Если отключить интернет, не смотреть телевизор, то для многих это будет гораздо сложнее выдержать, чем отказаться от каких-то продуктов. Но это и будет настоящим удержанием наших страстей. Если каждый год, с Божией помощью, мы будем давать Богу и себе обещание делать что-то хорошее, избавляться от своих пристрастий, то вот это и будут подлинные уроки поста”.

В продолжение темы участники беседы познакомились с календарем Великого поста. В неделю Торжества Православия вспоминается не только окончание иконоборческого периода, но и торжество правды Божией всегда, как бы ни бушевало зло. Мы всё время видим, что в жизни, несмотря ни на что, есть и добро: бескорыстие, взаимопомощь, дружба, милосердие, любовь. Добро, зачастую беззащитное, кроткое, а потому в глазах современного мира кажущееся наивным и бессильным, есть, потому что есть Бог.

Сотрудник благотворительного отдела Тульской епархии Ольга Зеленова предложила вниманию гостей литературно-художественную композицию, начало которой было представлено воспоминаниями очевидца празднования недели Торжества Православия в далеком 1914 году:

“Москва. Первое воскресенье Великого поста – Неделя Православия. Все любители церковного благолепия стремятся в этот день попасть в Успенский собор, на торжественное богослужение, – на “Анафему”, как говорили. Но попасть в этот день в Успенский собор простому смертному было нелегко: для этого нужно было становиться в очередь с раннего утра, чуть не с рассвета, и то возможность попасть в храм была невелика; еще задолго до начала службы он бывал до отказа набит народом, и полиция, следившая за порядком, прекращала доступ в храм, во избежание давки…

Торжественный чин Православия в московском Успенском соборе произвел на меня громадное впечатление, оставшееся на всю жизнь. <…> Могу смело сказать, что тогда я полной грудью вдохнул то, что является русским православным церковным преданием и русской церковной культурой. Им нельзя научиться по книгам или по рассказам: их можно в полноте только воспринять”.

По рассказам современников, Антон Григорьевич Рубинштейн, величайший педагог, музыкант, композитор, благодаря которому возникла и состоялась “Могучая кучка”, считал:  “Будь моя воля, я бы вообще запретил романы, но попросил бы каждого человека оставить после себя мемуары, чтобы каждый рассказывал про свою жизнь, так, как она ему видится, как представляется.

Может быть, там не все будет правдиво, что-то автор наврет или приукрасит, о чем-то важном промолчит, но главное, что он опишет свою жизнь, всю целиком – что был такой человек, и вот так прожил он свою земную жизнь, о чем мечтал, почему страдал, что успел сделать и что не смог. И все эти мемуары после смерти человека нужно отправлять в некую гигантскую библиотеку, чтобы они там хранились, и любой человек мог прийти и почитать их.

Мемуары были бы гораздо ярче и сильнее любых романов, какие только можно придумать и нафантазировать. Потому что это действительно настоящая жизнь, и она намного интересней, краше, запутаннее, драматичнее, сложнее, чем фантазия даже самого великого земного творца. Потому как Творец Небесный создает такие невероятные повороты и кульбиты в биографии человека, что никакая фантазия даже гениального писателя не способна их повторить…”

С живым вниманием участники духовной беседы посмотрели небольшие видеосюжеты, посвященные житиям святителя Григория Паламы и преподобной Марии Египетской (вторая и пятая недели Великого поста).

Святитель Григорий Палама в XIV веке был епископом города Фессалоники, известен как победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства о том, как Дух Святой просвещает человека во время земной жизни. Святитель выразил свою точку зрения в блестящей формулировке: “Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям”. С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть, имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя”.

Имя “Мария” в переводе с в еврейского языка означает “госпожа, хозяйка”. Всей своей жизнью преподобная Мария Египетская, бывшая грешница, проведшая впоследствии 40 лет в пустыне, засвидетельствовала, что Господь предоставляет человеку свободу выбора. Вот только распорядиться этой свободой можно по-разному. Но все же возможность, уповая на неизреченное милосердие Божие, изменить себя к лучшему, остается у каждого.

Во время рассказа о третьей и четвертой неделях Великого поста – Крестопоклонной и неделе преподобного Иоанна Лествичника, женщины, многие из которых растят детей, узнали о важности принципа наглядности – одного из самых действенных при формировании личности ребенка. В храме праздники выделяются с помощью цвета: цветом облачений священников, завесы, украшения икон. Также и в интерьере дома важную роль играют семейные бытовые традиции: смена штор, скатертей и т.п. В подтверждение этого был приведен отрывок из романа Ивана Сергеевича Шмелёва “Лето Господне”: “Полог с моей кровати сняли, когда я спал, – в доме большая стирка, великопостная, окна без занавесок…” И когда к “празднику праздников” шторы вновь появляются, дом получает дополнительный штрих праздничного настроения.

Утешением для детской души может стать и постная выпечка: жаворонки, в честь празднования дня 40 Севастийских мучеников, или печенье, о котором вспоминает маленький герой романа Шмелёва: “В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое…”

Пост становится “наглядным”, “осязаемым”, даже для малышей. И такие совместные занятия родителей с детьми, как изготовление птичек или лесенок из теста, не только развивают мелкую моторику, но и оказываются пособием, помогающим детям представить себе духовную жизнь. А еще эти часы, проведённые в кругу семьи, запечатлеваются в детской памяти, становятся некой точкой опоры, посредством которой в будущем будет сделан правильный нравственный выбор. Об этом свидетельствовала присутствовавшая на встрече Наталья Алексеевна Фролина, сотрудник Кризисного центра помощи женщинам, бабушка которой пекла для своих внуков румяных и сладких жаворонков.

Однако главное, о чем надлежит непрестанно помнить, это то, что Крест Господень стал “древом жизни” и открыл вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы укрепляемся духом и со смирением и терпением продолжаем постнический подвиг.

Четвертая неделя Великого поста: неделя преподобного Иоанна Лествичника, названного так из-за своего главного труда – книги “Лествица, или скрижали духовные”. Преподобный Иоанн Лествичник жил и трудился в VI веке. Кажется, очень давно, но написанная им простым, доходчивым языком книга, объясняющая сложнейшие вопросы духовной жизни, важна и понятна и в наши дни. Достаточно привести небольшую цитату: “Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в красивую одежду, побеждаюсь любочестием, и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда встанет шипом кверху”.

Неделя входа Господня в Иерусалим, или неделя ваий. Так называют широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Иисусом Христом за неделю до Его распятия. А в России православные христиане встречают Господа, вступающего на Свой крестный путь, с веточками вербы в руках.

“Ветку вербы в вазочку поставлю, у иконы вновь зажгу свечу. Воскресенье Вербное прославлю и молитву я тихонько прошепчу. Завтра начинается Страстная. Дай, Господь, с молитвой пережить. Крестной смертию открыл врата нам Рая, так не дай же, Боже, согрешить!”

Особой приметой Вербной недели на Руси считались вербные базары, запечатленные на полотнах великих художников, например, Бориса Кустодиева – “Вербный торг у Спасских ворот”.

Этот обычай возник в середине XVIII века и, практически не изменяясь, просуществовал до начала ХХ столетия. Подобные предпраздничные ярмарки были особенно любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сладостей. Вот как описывает это событие Иван Сергеевич Шмелёв: “У самого Кремля, под древними стенами <…> великий торг – праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими сластями, пасхальными разными яичками и вербой…”

Кульминацией духовной беседы стал рассказ о Страстной неделе, установленной в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Эта неделя – память о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир.

Возвращаясь к теме христианского, высоконравственного воспитания детей, приведем фрагмент из повести Василия Акимовича Никифорова-Волгина “Дорожный посох”. Писатель, окончивший церковно-приходское училище и до 1932 года бывший псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе г. Нарвы, также берется за изображение детской веры. В своих произведениях большую роль он отводит церковным песнопениям. Вот как, например, переданы впечатления юного героя от литургии Великой субботы: “Это было до того неожиданно и дивно, что я захотел сейчас же побежать домой и обо всем этом диве рассказать матери. Как ни старался сдерживать восторга своего, ничего поделать с собою не мог. Надо рассказать матери сейчас же! Прибежал, запыхавшись домой, и на пороге крикнул: «В церкви все белое! Сняли черное, и кругом – одно белое… и вообще Пасха!» Еще что-то хотел добавить, но не вышло, и опять побежал в церковь. Там уж пели особую херувимскую песню, которая звучала у меня в ушах до наступления сумерек”.

Ночь Великой субботы на Руси всегда становилась чудесным, величественным зрелищем. Во всех городах и селах люди шли в церковь на Пасхальную службу.

Митрополит Антоний Сурожский в проповеди на последний день Страстной седмицы говорил: “…Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра… И вся Вселенная в трепете: ад погиб < … >, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом”.

P.S. По благословению протоиерея Сергия Резухина следующая встреча с сотрудниками и клиентами Кризисного центра помощи женщинам, Бог даст, состоится уже после светлого Христова Воскресения в Преображенском соборе г. Тулы.

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению