В который раз в храме св. вмч. Димитрия Солунского пятая неделя Великого поста началась с любимого и ожидаемого в приходе события – детской литургии. Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы – Матери Господа нашего Иисуса Христа, а через Него и всех нас, становится символичным в окружении маленьких прихожан, приходящих в этот день соединиться со Спасителем в таинствах Исповеди и Евхаристии.

Наплыв детей, толпящихся у Чаши – словно напоминание о том, что ждать Воскресения Христова осталось недолго.

Детские Божественные литургии в этот день совершаются не только в тульских храмах, их служат по всей России и шире – на всем пространстве Русской Православной Церкви.

Новая традиция часто подвергается критике в СМИ, и главный аргумент критикующих – в том, что литургия служится одинаково для всех, и что роль ребенка в Церкви никогда и никак не подчеркивалась – мол, еще век назад, да и в начале ХХ века, дети молились и приступали к таинствам наравне с взрослыми.

Но если хорошо вспомнить историю, то стоит отметить факт: вплоть до ХХ века не было детской культуры как таковой – ни детской литературы, ни детской моды и одежды (малышей наряжали как взрослых господ и дам), и этот список можно долго еще продолжать. Больше того, в крестьянских семьях не было и самого детства в современном понимании – с ранних лет ребенок включался в семейные будни и тяготы, выполняя множество обязанностей, а еще узнавал и принимал семейную иерархию, в которой его место и роль были далеко не первыми.

Но время идет, отношения и взгляды меняются, а порой и переворачиваются с ног на голову. Зачастую в наши дни маленький член семьи становится в ней главой, царем и богом, а неограниченная власть его воли при попустительстве родителей может и вовсе сделать его домашним тираном и деспотом.

Иное дело – маленький прихожанин в церкви. Ребенок попадает в совершенно другое пространство, где он перестает быть центром внимания, где он не может дать волю требованиям и капризам, и главное – где происходит нечто непонятное уму, но внятное его сердцу. Интересно наблюдать, как крошечный младенец зачаровано разглядывает иконы и фрески, неотрывно глядит на пламя свечей, «подпевает» хору – словом, ощущает себя на службе в храме очень хорошо и уместно.

Детская безусловная вера, лишенная рамок и стереотипов, основанная на доверии, а не на опыте – тот самый идеал, к которому призывает нас Христос, говоря в Евангелии апостолам не препятствовать детям приходить к Нему.

В наши дни ребенок – это и еще более уязвимое и ранимое существо, чем, скажем, век назад. Всю жизнь над ним нависает множество угроз: от абортов и опасных прививок до детской педофилии, домашнего насилия, ювенальной юстиции, интернет-зависимостей и подростковых суицидов (список можно бесконечно продолжать).

Вера, загоревшаяся в юном возрасте, и нравственные ориентиры, заложенные в православии – тот иммунитет, который оградит чад от многих ошибок и разочарований. Поэтому в наши непростые дни самое время приводить детей в церковь. И детская литургия, во время которой взрослые словно делают шаг назад и уступают пространство детям – это не отступление от традиций, а, скорее, приближение к первоисточнику и еще одно свидетельство того, что Церковь – живой организм, что она меняется вместе с нами и отвечает на запросы времени и вневременные вызовы.

Петь Похвалу Богородице – старинный византийский акафист, единственный из всех прочих удостоенный быть включенным в богослужебный устав – пришли маленькие прихожане из окрестных домов, многие из них – воспитанники воскресной школы храма св. вмч. Димитрия Солункого. Иерей Александр Елисеев внимательно и деликатно выслушал и исповедал детей, а настоятель храма протоиерей Максим Троеглазов совершил таинство Евхаристии.

Обращаясь в этот день к верующим, отец Максим сказал, что в России, пожалуй, нет ни одного благочестивого дома, где бы ни было иконы Божией Матери: «Вспомним, сколько образов посвящено Богородице! Среди них – и «Всех скорбящих Радость», и «Спорение хлебов», и «Взыскание погибших», и множество прочих, явленных нам во имя той или иной помощи. Мы знаем, что Она – ходатаица и молитвенница за нас. Сколько раз в истории России ей угрожала беда, и, когда последняя надежда угасала, Божия Матушка всегда приходила нам на подмогу.

Любое событие в жизни Богородицы, касающееся земного, человеческого, являет нам нарушение законов естества, всего логического и разумного, и обнаруживает ее беспримерную веру и доверие Богу. Сколько совершено Ею по любви к нам явленных и неявленных чудес! Но сегодня, восклицая вместе со святой Церковью: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас честным Своим омофором», мы должны не только ждать Ее заступления, но и сами делать усилия и движения навстречу – голову склонять под этот омофор! Поскольку через Нее, через Божию Матушку, совершилась непостижимая тайна Боговоплощения, а значит, и нашего спасения».

Валентина Киденко, фото автора