В воскресной школе тульского храма в честь преподобного Сергия Радонежского состоялось интерактивное занятие из цикла «История письменности», посвященное русским просветителям американских земель, которое провела Марина Михалева – директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».
Олин из инициаторов необычного урока, завуч воскресной школы Владимир Михайлович Закошанский, рассказал: «Как студент-заочник Тульской духовной семинарии я не просто знаком с Мариной Александровной Михалевой, а являюсь ее учеником. По собственному опыту знаю, что ее занятия увлекательны и результативны, потому что ученикам предоставляется возможность естественным образом стать участниками познавательного процесса, у них возникает желание проявить себя, свои способности. И все это происходит легко и непосредственно. Мы решили обратиться к теме православных просветителей американских земель, поскольку, к сожалению, это одна из малоизвестных современных страниц истории нашего государства и Русской Православной Церкви».
Руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева в продолжение темы встречи отметила: «Цель сегодняшнего занятия заключается не столько в том, чтобы рассказать ребятам о первых миссионерах и тружениках на ниве духовного просвещения коренных народов Аляски и прилегающих к ней островов, сколько передать восторг перед этими людьми, показать, как люди совершенно разных культур, разных типов мышления и мировосприятия могут соединиться во Христе, – говорит Марина Александровна. – Сегодня на расстоянии стольких лет становится очевидно, что они тихо и смиренно совершили настоящий подвиг во имя Господа. Но, безусловно, самое большое достояние – это до сих пор сохранившаяся на этих землях во всей своей красоте и полноте православная вера».
Первая часть встречи меньше всего была похожа на урок, скорее, на кратковременное путешествие во времени и пространстве: на Алеутские острова, которые некогда входили в Российскую империю.
Поприветствовав ребят на языке одного из племен индейцев-алеутов, Марина Александровна предложила им представить, как могли общаться с туземцами православные монахи-миссионеры. С нескрываемым интересом и энтузиазмом мальчишки и девчонки принялись за освоение основных пиктограмм – ведь письменности, как таковой, у нецивилизованных жителей Аляски, которые поклонялись своим языческим богам и доверяли во всем шаманам, просто не было. Вскоре на доске появились описания в картинках воскресного дня одной из участниц занятия, которое было расшифровано практически без ошибок. Ознакомившись с системой счета индейцев, ребята приступили к решению простых арифметических заданий.
Гораздо труднее оказалось правильно истолковать более сложные, абстрактные понятия: жизнь, смерть, молитва, война.
«Как первые русские монахи из Валаамского монастыря – светлокожие, в длинных черных облачениях, а не в привычных кожаных штанах и мокасинах – в 1794 высадившиеся на берегу Аляски, могли расположить к себе алеутов при первой встрече, не зная их языка?» – с таким вопросом обратилась к детям их гостья.
Ответы прозвучали самые разные: показать открытые, чистые руки, сделать какой-то подарок, приложить руки к сердцу и многое другое. Возможно, для первого дня знакомства этого было и достаточно, а вот о том, как складывались дальнейшие отношения между миссионерами и островитянами, ребята узнали из дальнейшего повествования.
Марина Александровна рассказала о замечательных подвижниках и тружениках на духовной ниве, сумевших просветить народы Аляски светом Евангельской истины. Ребята открыли для себя новые имена. Прежде всего – преподобного Германа (Аляскинского), который нашел к язычникам подход: он их просто принял всем своим сердцем, всячески заботился о них, учил всему, что знал и умел сам, в том числе и молитве. Одним словом, смиренный и скромный старец вскоре стал для них настоящим пастырем и даже больше. За несколько совместно прожитых с алеутами лет русский инок овладел их наречием и сумел простыми и доступными словами рассказать Евангельскую историю.
«Но самое главное, что сделал преподобный Герман – он сумел влюбить этих людей в Бога, – подчеркнула Марина Александровна. – В течение нескольких лет, за которые он сумел с ними подружиться, крещение приняло около семи тысяч индейцев. При этом они приняли Таинство совершенно осознанно».
Кроме того, святой старец вошел в историю алеутов, как человек, посвятивший их в премудрости строительства деревянных домов и православных храмов, научивший их возделывать землю и сажать деревья. Преподобный Герман основал для новокрещенных детей подобие детского сада и начальной школы, где они находились, пока их родители занимались охотой, рыбалкой или земледелием.
С интересом юные слушатели восприняли историю жизни и служения другого великого миссионера – митрополита Иннокентия, который продолжил дело преподобного Германа. Более того, как в X веке братья Кирилл и Мефодий, сотворив кириллицу, просветили славян, так и митрополит Иннокентий создал письменность для племен алеутов и перевел для них тексты Священного Писания, молитвословия и жития святых.
Узнали ребята, что заметный вклад в огромные по своим масштабам и бесценные по значению плоды миссионерских трудов Русской Православной Церкви внес архимандрит Герасим (Шмальц). Уроженец города Алексина прибыл на Аляску в 1916 году и остался там навсегда, став настоящим духовным наставником не только для коренных жителей островов, но и для приезжавших к нему с материка православных американцев.
В завершение Марина Александровна еще раз напомнила ребятам имена русских просветителей, а также показала фотографию из жизни современных алеутов, которые сохранили такую же преданность Русской Православной Церкви.
Воспитанница воскресной школы Светлана Андреева свои впечатления от занятия выразила так: «Тема урока была очень интересной, занятие пролетело незаметно. Особенно мне понравилось, когда мы пытались с помощью рисунков рассказать о своем дне и когда решали примеры. Конечно же, запомнилось, как Марина Александровна рассказывала о просветителях, как много они сделали для алеутов и других индейских племен. Еще мы сегодня увидели много необычных настоящих вещей индейцев: флейту, украшения, наконечники, картину из камня, которые они подарили Марине Александровне. Это очень здорово!»
Марина Полянская, фото автора