Темой для общения учеников одиннадцатого класса Центра образования – гимназии №1 города Тулы с Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, явились жизнь и судьба Анны Ахматовой, чье 130-летие отмечается в этом году.
«К сожалению, рамками школьной программы изучение жизни и творчества Анны Андреевны ограничено. Мы с ребятами уже рассмотрели основные мотивы лирики Ахматовой, но весьма полезно вернуться к этому разговору еще раз. Ведь ее поэзия представляет собой яркий пример любви к Родине и является одной из страниц духовного опыта нашей литературы, – поделился перед началом урока Всеволод Станиславович Харитонов, преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования – гимназия №1».- Поэтому мы рады очередной встрече с Олегом Михайловичем, и всегда готовы найти время в своем расписании для общения с ним. Уроки с его участием особенно запоминаются. Этому способствует сам строй его речи, высокая лексика, которая вызывает уважение к русскому языку и воспитывает хороший вкус, и глубокие знания родной литературы, поэзии и общая эрудированность».
Повествование о жизненном пути великой поэтессы Олег Сенин начал с мысли, что «сама Ахматова неоднократно горестно, но в то же время просветленно отзывалось обо всем, что ей довелось претерпеть в жизни, о чем сполна говорят строки ее известного стихотворения:
Один идет прямым путем,
Другой идет по кругу
И ждет возврата в отчий дом,
Ждет прежнюю подругу.
А я иду – за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.»
Из дальнейшего рассказа гостя школьники узнали о происхождении Ахматовой, ее детстве и юности, неразрывно связанной с Царским Селом и любимым ею до конца дней Пушкиным. Значительное внимание было уделено той необычной обстановке и атмосфере, в которой происходило ее рождение как поэтессы.
Олег Михайлович построил беседу таким образом, чтобы знакомство с жизненными вехами Ахматовой помогло юным слушателям понять, как формировались мировоззренческие основы поэтессы, расширялся ее сложный и богатый художественный мир, совершенствовалось и без того прекрасное владение словом.
При этом, выступающий особо подчеркнул, что Анна Андреевна была человеком русской культурной традиции и была религиозна до конца своих дней. «События и переживания ее многотрудной жизни всегда преломлялись через призму веры, – произнес Олег Сенин.- Внутренняя религиозность, в некотором роде, предала особую значимость лиризму ее переживаний и драматизму жизненных перипетий».
Безусловно, была затронута история любви и расставания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, жизнь которого трагически оборвалась в 1921 году на заре репрессий. Как убежденный монархист, как православной по духу, талантливый и смелый человек, не умеющий лгать и притворяться, Гумилев был не угоден советской власти.
Начиная с этого времени, Ахматова пережила сложнейший период как поэт: все ее книги подвергались жесткой цензурной правке, и до 1934 года практически не печатались.
Но еще больше подростков поразила судьба сына Анны Андреевны и Николая Степановича, Льва Николаевича Гумилева, в дальнейшем выдающегося историка-этнолога, археолога, востоковеда и переводчика. В период с 1935 по 1956 годы он за свободомыслие был трижды арестован и приговорен к разным срокам заключения. Только чудом, дарованным Богом Анне Андреевне за ее неустанны молитвы, Льву Николаевичу удалось избежать расстрела. Да, Ахматовой пришлось поступиться, чтобы спаси сына, она обратилась письмом к Сталину и даже посвятила ему стихотворение.
Дальнейшая часть урока была посвящена поэме «Реквием», которая всеми исследователями творчества Ахматовой и ценителями ее таланта призвана величайшим поэтическим достижением периода 30-х годов – времени «большого террора».
Олег Михайлович заострил внимание на прозаическом прологе, названном «Вместо предисловия», где говорится о жизненной основе поэмы – страданиях, пережитых материнских сердцем Анны Андреевны за сына, и таких же страданиях сотен тысяч женских сердец за своих репрессированных любимых. «Эта небольшая, казалось бы, поэма, состоящая из десяти глав, по существу, представляет собой плач и скорбные моления Ахматовой, примыкающий к стихотворной летописи ее прежних утрат», – произнес он.
Олег Михайлович от начала и до конца прочитал по памяти поэму «Реквием», сопровождая каждую главу необходимыми комментариями, подробно останавливаясь на библейских сюжетах и образах. Знаком признательности и благодарности школьников стали аплодисменты школьников, на которые гость ответил: «Присоединяюсь к вашим аплодисментам в честь великой Анны Андреевны!».
Традиционно на память об общении Олег Михайлович преподнес ребятам подарки. В первую очередь – Новый Завет, изданный Православным издательством «Сибирская Благозвонница» для распространения с благотворительной целью. Учащиеся также получили в дар увлекательное издание в двух томах «Занимательная математика». Разумеется, не остались без презентов в виде книг и журналов библиотека гимназии и преподаватели–словесники.
Марина Полянская, фото автора