Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов по приглашению руководства ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж» провел с учащимися беседу на тему «Религиозный аспект экстремизма».

В начале встречи Алексей Викторович задал присутствующим вопрос: слышали ли они, что в июле 2025 года Верховный суд РФ признал экстремистским так называемое «международное движение сатанизма» и запретил его деятельность. Многие студенты ответили утвердительно, что порадовало: молодежь следит за событиями, происходящими в стране.

Затем им было рассказано более подробно – чем опасно и почему признано экстремистским это движение.

Сатанизм, как отметил докладчик, — это экстремистское движение, которое пропагандирует ненависть и вражду, прежде всего, к традиционным религиозным конфессиям.

При этом всякое извращение сатанизм провозглашает нормой и всякое зло там принимается за добро. Это явление можно охарактеризовать как перевернутую шкалу нравственности.

Статистика же отмечает, что, начиная с 1996 года, сатанинские группы убили в России около 300 человек, и тысячи животных.

В Тульской области в 1996 году в Северо-Задонске были совершены два ритуальных убийства. Жертвами сатанистов оказались 49-летний мужчина и подросток.

Сатанинская символика часто соседствует с символикой нацизма и фашизма.

Алексей Ярасов предупредил студентов техникума не публиковать такие изображения даже в шутку. Он призвал их быть осторожными и не забывать о возможных последствиях.

Докладчик также рассказал студентам о неоязычестве. Эта идеология не признана экстремистской в России, однако она весьма агрессивна.

Алексей Викторович порекомендовал ребятам зайти на сайт Минюста РФ и посмотреть раздел, в котором помещен список экстремистской литературы.

Там можно увидеть сотни признанных экстремистскими книг, статей, и среди них немалое число тех, что были созданы именно неоязычниками.

При этом, неоязычество, распространенное в России – типичный «новодел»: нет ни достаточного числа артефактов, ни письменных источников, которые бы детально описывали религиозную жизнь наших предков до принятия христианства. И потому лидеры неоязыческих групп придумывают правила, обряды – в зависимости от собственной фантазии реконструируют прошлое, примешивая сюда оккультизм, обрывки информации из христианских летописей, народные суеверия.

По словам экспертов, современные языческие общины в нашей стране – разрозненны, поскольку в каждой – свои боги, ритуалы, которые не имеют никакого отношения к изначальным верованиям многочисленных племен, проживающих более тысячи лет назад на территории современной России.

Алексей Ярасов привел пример: когда в миссионерском отделе проходила конференция, посвященная неоязычеству, на нее были приглашены археологи из федерального музея-заповедника «Куликово поле». Они рассказали, что за десятилетия проведения раскопок в Тульском регионе не обнаружили ни одного предмета, связанного с языческими верованиями.

Неоязыческие учения основываются на идее, что до принятия христианства люди жили в гармонии с природой и всё было прекрасно. Чтобы вернуть это время, сторонники таких взглядов считают необходимым избавиться от христианства. Подобные идеи могут легко вылиться в проявления экстремизма.

Марина Панфилова, фото автора