В рамках Дня православной книги в Тульском миссионерском отделе состоялась тематическая встреча, участники которой познакомились со старинными фолиантами, а также узнали об издании православной литературы в наши дни.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал собравшимся, что 25 декабря 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение учредить ежегодный День православной книги. Праздник был приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года (по старому стилю).
Своеобразной иллюстрацией экскурса в прошлое стала мини-выставка книг из библиотеки миссионерского Центра. Дети из воскресной школы, их родители, а также прихожане, и учащиеся миссионерских курсов для взрослых часто обращаются сюда за необходимой литературой, и всегда получают желаемое.
А вот можно ли было в советское время отыскать Библию, какие категории населения интересовались религиозной литературой, где она печаталась и как попадала к читателю – об этом и состоялся разговор.
Алексей Викторович Ярасов сделал обстоятельный экскурс в историю, начиная от 1918 года, когда власти страны Советов исходили из того, что советскому человеку религиозная литература не нужна и даже опасна.
В марте 1930 года Патриарший Местоблюститель Блаженнейший митрополит Сергий обратился в НКВД с просьбой разрешить издавать небольшой журнал, где печатались бы распоряжения Священноначалия, церковная хроника и небольшой церковный календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 по 1935 год выходил «Журнал Московской Патриархии» – он выходит и сегодня, являясь ее главным периодическим изданием.
А 22 июня 1941 года, за неимением своего издания, Патриарший Местоблюститель собственноручно отпечатал на пишущей машинке свое первое во время войны «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Церковь Христова, – говорилось в послании, – благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу».
Великая Отечественная война стала поворотным моментом в государственной политике СССР по отношению к Русской Православной Церкви: Церковь приняла самое активное участие в помощи фронту, на средства, собранные духовенством и мирянами, были созданы авиационная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна «Дмитрий Донской» – ее передача Красной армии состоялась в Горелках, под Тулой, об этом докладчик рассказал подробно.
Тогда же у Церкви появилась возможность осуществлять издательскую деятельность, а созданный Издательский отдел Московской Патриархии оказался не просто официальным церковным органом, но единственным на территории СССР издательством, имеющим право издавать богослужебную литературу.
К дореволюционной религиозной литературе в советское время можно было приобщиться разными путями: ее искали на книжных развалах, в библиотеках. И фактически происходила невидимая миру борьба между пытливыми читателями и партийными идеологами.
С 60-х годов ХХ века стал появляться так называемый самиздат.
Так продолжалось до 1988 года, когда в нашей стране широко праздновалось 1000-летие Крещения Руси, и политика власти по отношению к Церкви изменилась.
Собравшиеся с интересом слушали Алексея Ярасова, задавали вопросы, а затем ознакомились с православными изданиями, представленными на выставке.
В завершение встречи руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин благословил всех ее участников и отметил:
– Православная литература открывает нам особый мир, где правильно объясняются истинные ценности и приоритеты. Что же такое православная литература? Труды отцов Церкви, жития святых, книги о церковных обрядах, праздниках, о воспитании детей – все это православная литература.
Недавно в ней появился еще один жанр, сразу ставший очень востребованным: книги, написанные священнослужителями для светских читателей, такие, как «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).
А произведения Достоевского, Лескова, Шмелева и многих других повествуют нам о вечных христианских ценностях.
Марина Панфилова, фото автора