Лекцию с таким названием прочел для собравшихся в Духовно-просветительском центре имени священномученика Онисима, епископа Тульского, кандидат богословия диакон Илия Кокин.
Он прибыл в Тулу в рамках Всероссийского крестного хода, посвященного 600-летию явления Креста Господня близ села Годеново, по приглашению Тульского миссионерского отдела.
Лекция прошла в необычном формате: отец Илия выстроил целый детектив с поиском скрытых посланий, неожиданных экспериментов, а главное – с изучением Нового Завета… через знаменитые картины Третьяковской галереи.
Перед началом лекции диакон Илия Кокин дал эксклюзивное интервью, рассказал, что давно пишет пособия, брошюры, книги в помощь преподавателям воскресных школ, родителям.
– Вот, к примеру, «Храм, который строился трижды» – история Храма Христа Спасителя, «упакованная» в квест. На этих страницах размещена схема, по которой надо пройти (в идеале – по столичным улицам, а не теоретически). Здесь десять локаций, а еще имеется QR-код, с помощью которого можно послушать звон колоколов и пение хора в этом храме.
– Отец Илия, вам часто приходится ездить по разным городам?
– Да, довольно часто, особенно летом, когда проводятся всевозможные молодежные мероприятия. Но и осень бывает «жаркой»: к примеру, еще вчера я был в Якутске, а сегодня – у вас в городе оружейников.
Проект, который привез в Тулу, создан под эгидой Синодального отдела по делам молодежи, и рассчитан на подростоково-молодежную аудиторию.
И, приезжая в разные епархии, я прошу, чтобы на встречах присутствовали педагоги, поскольку год назад у меня вышла новая программа – «Приходская школа «под ключ». Это пособие для воскресной школы, для детей от 5 до 17 лет. А потом появилась программа более расширенная – она вот на этой флешке.
– Что значит – расширенная?
– Еще плюс пять лет – для более взрослой молодежной аудитории. И есть курс для аудитории 14-17 лет, посвященный истории изобразительного искусства. Нынешняя лекция является еще и мастер-классом для педагогов, чтобы наглядно показать, как можно через разговор, посвященный мировой живописи, рассказать о Боге.
– Интересный и правильный подход – без менторства и назиданий показывать основы нашей духовности, наше прошлое.
– Да, я из своей практики знаю, что с современной молодежью весьма непросто говорить о Боге напрямую, в лоб, а лучше избрать тему, которая будет интересна сама по себе. А уж отталкиваясь от нее, можно затронуть важные мировоззренческие вопросы.
На Рождественских чтениях я услышал такую мысль: мы, конечно, можем дождаться, когда нынешняя молодежь состарится, и в храмы придут бабушки и дедушки, поскольку люди на закате своих дней задумываются о вечности, о Боге. Но у нас есть уникальная возможность подарить им радость христианской жизни уже сейчас, и хорошо бы не упустить ее. Так, что не стоит дожидаться, когда, побитые жизнью взрослые люди придут в Церковь, если можем как-то ускорить процесс их воцерковления.
– А что это за книга «Страх возводит стены, любовь возводит мосты»?
– Это две беседы с молодежью, с нее, собственно, все и началось: я об этом разговаривал с аудиторией, когда преподавал в православной гимназии.
Тогда как раз искал темы, которые будут интересны подрастающему поколению, актуальны. И после долгих месяцев поиска подхода к своим слушателям, я уяснил моменты, когда им было действительно интересно. Когда они не скучали молча, а подключались к разговору, задавали вопросы, им было либо страшно – мы говорили о смерти, о предательстве, поиске смысла жизни, поскольку просто существовать без него ужасно. Либо увлекательно – когда речь шла о любви, о взаимоотношении полов, это их будущее, оно всегда интересно.
И книга посвящена этим двум темам, каждая из которых еще делится на главы.
В первом случае используется идея немецкого теолога и психолога Пауля Тилеха, который говорил, что все наши страхи сводятся к четырем основным: страх потери свободы, страх одиночества, страх потери смысла жизни и страх смерти.
Куда идет человек со своими страхами? Верующий – в храм, к Богу, атеист – к психологу. Но не все психологи верующие. А им тоже надо на такие фундаментальные вопросы давать ответы, и первая часть книги выстроена на сопоставлении двух подходов: что по поводу этих четырех страхов может сказать человек верующий или священник, а что – психолог-материалист.
Тот раздел, что посвящен теме любви, тоже делится на подтемы, но там используется концепция, предложенная преподобным Максимом Исповедником.
Он сказал, что Бог, когда творил этот мир, оставил его незавершенным. И первые люди, Адам и Ева, должны были его сами довести до совершенства. Создатель оставил пять разделений: Бог и тварный мир, мир видимый и умопостигаемый, Земля и Небо, Рай и остальная земля, мужчина и женщина.
Преподобный Максим учит, что предназначением человека в раю было преодоление всех этих пяти разделений путем богоугодной жизни.
Конечно, для бесед с молодежью мы все это немного упростили, сделали более доходчивыми для своей аудитории все разделы. Но главное: говорим о том, что предлагает религия для преодоления и совершенства окружающего мира и – себя. И это находит отклик у подрастающего поколения.
Марина Панфилова, фото автора