Тематическая встреча в миссионерском отделе, запланированная ранее, не могла, в силу понятных причин, состояться в обычном формате, и прошла дистанционно. Ее темой стало одно из важных событий этих дней – чудо схождения Благодатного огня в Иерусалиме, а также история и значение данного события.
Разговор онлайн получился интересным: многие участники дискуссий в миссионерском отделе знакомы с его руководителем, протоиереем Павлом Картушиным, заместителем руководителя отдела Алексеем Ярасовым, а также – между собой. Поэтому общение было активным: как отметил один из участников, встретиться с единомышленниками всегда радостно – пусть эта встреча и состоялась не лично, а в социальных сетях.
Конечно, главной темой было само чудо появления Благодатного огня, которого мы в этом году особенно ждали. И когда люди на своих телеэкранах увидели, как в Кувуклии вспыхнул огонек, миллионы из них вздохнули с облегчением: Господь милосерден к нам!
Среди участников дискуссии были и те, кто ездил в прошлые годы в Иерусалим перед Пасхой, видел воочию схождение Благодатного огня.
Каждый год мы видим это невероятное событие, которое радует и заставляет задуматься, и в онлайн беседе отца Павла спросили, как же появляется Благодатный огонь в Иерусалиме?
– Это – настоящее чудо, феномен, который не может объяснить никто, – отметил руководитель миссионерского отдела. – Многократно это явление исследовалось и религиозными деятелями, и учеными, однако им не удалось решить загадку. Все происходит в Кувуклии – часовне Гроба Господня. Внутрь входит Иерусалимский Патриарх и начинает молиться. Через некоторое время – от нескольких минут до нескольких часов – на каменной плите появляются огненные капли. Священнослужитель собирает их ватным шариком и подносит к пучку свечей, которые вспыхивают, а затем выносит эти свечи к прихожанам, собравшимся снаружи.
Божий свет, выносимый из Кувуклии перед празднованием Пасхи, является символом воскресшего для всех христиан Иисуса Христа. А первым нерукотворный огнь увидел апостол Петр, когда вошел в пустую Гробницу: была ночь, но он был поражен ярким сиянием, исходящим от Гроба Иисуса Христа…
Затем состоялся разговор об истории схождения Благодатного огня, и Алексей Ярасов рассказал, что Иерусалимская церковь, по свидетельствам, еще в V веке начинала свои субботние служения после того, как появлялся Вечерний Свет.
– Вот как свидетельствует об этом Бернард Монах в девятом веке, – рассказал Алексей Викторович. – По его описанию, во время утреннего церковного служения, как только по уставу Церкви было произнесено «Господи, помилуй!», лампады, расположенные над Гробом, «зажглись ангелом, без посторонней помощи».
С десятого-двенадцатого веков сохранилось больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним – как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне храма.
По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившего Иерусалим в 947 году, «Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв: архиепископ несколько часов стоял с поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Благодатный огонь стал виден через Придел Ангела…».
Отвечая на вопрос, когда впервые появилось описание иерусалимского чуда на русском языке. Алексей Ярасов рассказал, что это было сделано в XII веке игуменом Даниилом, по свидетельству которого тогда еще не было крыши над Кувуклией. И люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещая все вокруг, и сошел Благодатный огонь, от которого зажглись все лампады сами по себе.
В 1420 году иеродиакон Зосима, представитель Сергиевского Посада, писал о своем «присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящего в центре храма».
В советское время своими впечатлениями делился архиепископ Гавриил, который находился в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии.
Он стоял непосредственно около входа в Приделе Ангела, и после выхода Патриарха Иерусалимского со свечами, зажженными от Благодатного огня, по его словам, «нырнул» к Гробу и увидел языки Пламени на мраморе: синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, и я стал им умываться…».
На онлайн встрече обсуждалось и то чудо, что в первые минуты после сошествия Благодатный огонь не обжигает: многие люди, находящиеся в Иерусалиме в это время, по-настоящему умываются огнем.
Благодаря размещенным в сети видеороликам, участники беседы смогли даже совершить интернет-экскурсию в Иерусалим, посмотреть на храм Гроба Господня, который представлен целым комплексом архитектурных строений.
Здесь расположены место Распятия, Кувуклия, Кафоликон – кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимский Патриархов, храм Обретения Животворящего Креста, находящийся под землей, собор Святой Елены, монастыри и галереи. А Божья Любовь объединила на одной территории разные церкви.
Пресс-служба миссионерского отдела