Состоялась очередная дискуссия православной молодежи , темой которой стало обсуждение вопроса: «Патриотизм сегодня: силен как никогда или никакого патриотизма нет?».
Вечером в зале при храме преподобного Сергия Радонежского собралось много народа. Дискуссия была длительной, оживленной и началась с вступительного слова протоиерея Вячеслава Ковалевского, который поприветствовал присутствующих: священников – иерея Андрея Еринкова, иерея Константина Гаврилова, иерея Ярослава Шилова; православную молодежь, в том числе представителей поместных организаций, а также политического движения «Молодая гвардия». Он пожелал всем благополучия, помощи Божией, чтобы беседа прошла с огромной пользой для всех собравшихся. После чего ведущий Александр объявил правила и порядок проведения мероприятия, озвучил цели встречи, одной из которых являлось выявить технологии, которые помогут в жизни нам и нашим близким.
В первой части программы аудитории зала было предложено назвать все то, что ассоциируются со словом «патриотизм». Среди них были названы такие понятия как: Олимпиада в Сочи 2014, существование православной музыки и телевидения, русские березки, гимн, история, символика государства, любовь к семье и родине и многое другое. Далее состоялось голосование, которое определило, что патриотизм все же существует в настоящее время. Затем выступили два оппонента, которые отстаивали свою точку зрения.
Сторону «да, есть» отстаивал Родион, представитель молодого поколения. В своей речи он высказал, что он не доказывает, что сам является патриотом, потому что не может предположить, как поступит в разных жизненных ситуациях, но что сам патриотизм существует. Тем не менее онпроизнес достаточно противоречивые мысли о том, что нашей стране при наличии собственной культуры и традиций не помешает заграничный опыт.
Противоположную точку зрения отстаивал Вячеслав, представитель старшего поколения. Он приводил примеры, зачитывая высказывания известных людей и духовенства, в том числе слова Патриарха Алексия II, протоиерея Димитрия Смирнова. Напомнил Евангельскую притчу о блудном сыне, который, осознав свои ошибки, вернулся в отцовский дом, понимая, что несмотря ни на что, на родной стороне лучше, чем на чужбине. На его взгляд,раньше не только взрослые, но и дети с самого раннего возраста чувствовали единство между собой, ощущали то, что они являются гражданами одной страны, сейчас это отсутствует. Наше суетное время не позволяет задуматься о государственных проблемах, люди погружены в свои повседневные заботы и обязанности.
Зал активно участвовал в дискуссии, задавая попутно различные вопросы, которые помогали раскрыть данную тему. Есть ли дома у кого символика патриотизма, например, флаг, герб нашего города, различные эмблемы? Как можно любить Родину и при этом ненавидеть строй своего государства? В чем же должен выражаться истинный патриотизм, и что мы можем сделать завтра для того, чтобы он существовал и развивался; как укрепить его? На один из них аудитория ответила: «Самое элементарное, что можно сделать – это не сорить, не выбрасывать мусор в ненадлежащих местах, изучать родную культуру, служить не только своей семье, но и всем людям, которые нас окружают. Одним словом, это постоянный подвиг и движение».
Ответом Ксении Филатовой, одной из самых активных участниц православного молодежного движения, было: «Я считаю, что данное обсуждение является, так сказать, скользким. Дискуссия была интересной, но оппоненты во многих случаях отходили от темы, поэтому она была не совсем раскрыта, особенно со стороны оппонента «патриотизм есть». Наши предки были более преданы своей Родине. Любовь к ней должна быть истинной и чистой, а не показательной, как у сегодняшних молодых людей. Патриотизм в первую очередь это нравственная культура и готовность встать в любой момент на защиту Отечества».
Евгений Шведков, председатель отдела по работе с молодежью Тульской епархии в городе Новомосковске, пояснил, что существуют разные виды патриотизма: полисный, имперский, этнический, государственный и «квасной» или «ура, патриотизм!», в основе которого лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу. Последний очень развит в наше время и происходит от неправильного понимания этого понятия.
Марина Малярова, участница диспута, прокомментировала: «Мне бы хотелось, чтобы патриотизм был, потому, что без него никуда. Если человек не знает своих корней и истории, не жертвует своими интересами ради общества или страны – это и есть так называемый «квасной патриотизм».
Отец Андрей Еринков прокомментировал: «Сегодняшний вечер мы посвятили этой теме неслучайно и решили его провести после недавнего праздника Дня единства и примирения. 4 ноября стало не только церковным праздником Казанской иконы Божией Матери, но и государственным. Хотелось бы заострить внимание на этой проблеме, но каждый из нас сам решит, является ли он патриотом или нет, ведь даже Господь нам дает свободный выбор, не отнимая у нас собственную волю».
Отец Вячеслав отметил, что данная тема очень сложная и лежит за пределами нашего осознания, что связано с самой историей и ее переплетениями: сначала Родиной был СССР, потом СНГ, теперь – Россия. Особенно трудно об этом судить молодому поколению, так как раньше существовала выстроенная советская система – культуры, государственных ценностей, которая привлекала человека. Ярчайшим примером любви к родине может служить жизнь Марии Алексеевны, матери нашего земляка, писателя, философа А.С. Хомякова, которая переживала за судьбу России больше, чем за собственных детей. Она в ознаменование освобождения России от Наполеона на собственные сбережения построила храм. Сам Алексей Степанович говорил, что именно своей матери он обязан непреклонной верностью православной Церкви и верой в русский национальный дух. Вспоминаются слова святителя. Амвросия Медиоланского о том, что изменять мир надо, начиная с самого себя. Это можно сделать различными способами, даже через спортивные игры. Мы должны мыслить в масштабах страны и знать не только духовные события, но и светские, которые происходят хотя бы в нашем городе, молиться не только о семье, но и о стране. В таком случае человек начинает мыслить шире, проявляя любовь. На данный момент существует общая система воспитания патриотизма, но он не выражен гиперактивно.
В нашем обществе есть задатки патриотизма, но как обобщающее состояние, к сожалению, не существует.
Татьяна Заварзина