В конференц-зале Тульского музейного объединения прошла лекция о Веневе монастыре.
В рамках выставки православного искусства «Парусия» с докладом «Древнейшая святыня Тульской земли – Свято-Никольский Венев монастырь выступил председатель отдела по культуре Тульской епархии протоиерей Матфей Валуев.
За последние три десятилетия множество храмов и монастырей на Руси возродились к новой жизни. Можно видеть восстановленные в былом величии обители, налаживающуюся монашескую жизнь там, где еще недавно царило запустение. Одним из таких мест является древнейший на Тульской земле Свято-Никольский монастырь, расположенный в Веневском районе Тульской области, недалеко от одноименного села Венев-Монастырь. История обители тесно связана с историей России, и судьбами людей, оставивших след в истории Отечества.
Во время лекции отец Матфей рассказал о самых значительных периодах в истории монастыря, зарождении иноческой жизни: «Одна из версий основания Венев-монастыря связана с миссионерскими трудами преподобного Кукши Киево-Печерского. Предполагается основание пустыни монахами, возможно учениками преподобного, в карстовых пещерах, что недалеко от села Венев-Монастырь, по образу пещер Киевской обители.
Вторая версия основания Свято-Никольского монастыря связана с путешествием греческого священника Евстафия из Корсуни в Зарайск. В 1225 году он шел с семьей и учениками в Рязанскую землю, проповедовал православную веру и нес икону святителя Николая чудотворца по обету, данному им этому святому. «В лето 6732-е явися святый великий чюдотворец Николае Корсунской в преименитом граде Харсунии служителю своему Астафию…. И рече ему великий чюдотворец Николае: Астафие, возми мой чюдотворный образ корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Остафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу быти и чюдесатворити, и место прославить».
Икона святителя Николая, которую принес с собой священник Евстафий, стала сначала местной, а со временем и общенациональной святыней. К ней приходили со всей России. Перед чудотворным образом Николая Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, князь Иоанн III, Василий III, цари Иоанн Грозный, Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий император Александр II со своим учителем В.А. Жуковским и многие другие. Сейчас икона Николая Зарайского находится в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля.
Третья версия соотносит начало истории монастыря с трудами преподобного Сергия Радонежского. Он неоднократно бывал в этих местах. Летом 1374 года, по приглашению князя Владимира Андреевича Серпуховского, ходил в Серпухов для основания там Высоцкого монастыря. В 1381 году преподобный дважды побывал в Серпухове. Весной он крестил там сына князя Владимира Иоанна, а осенью того же года участвовал в освящении собора в Высоцком монастыре. Серпухов и Боровск были тесно связаны с Веневкскими землями торговыми и культурными связями. Так же преподобный Сергий посещал Разань. Осенью 1385 года он мирил враждовавших между собой князей Дмитрия Московского и Олега Рязанского. Веневскими землями в то время владели рязанские князья.
Среди местных жителей существовало предание, что преподобный Сергий пешком приходил в Свято-Никольский монастырь, указывали даже тропинку, по которой он шел. В ризнице монастыря хранились посох и напрестольный серебряный крест, подаренный, согласно преданию, пустыннику Петру игуменом Радонежским. Если принять во внимание, что настоятельский посох преподобный вручил пустыннику, то тем самым он благословил основание монастыря, тогда преподобный Сергий Радонежский является основателем монастыря.
В 1571 году в обители мученически скончался Новгородский архиепископ Пимен (Черный). По приказу царя Иоанна VI Грозного святитель был замурован в каменных сводах, в крошечной каморке (примерно 1,5 м3), напоминающей «каменный мешок» средневековых казематов.
Паломники, посещающие обитель, почитают место заточения Пимена Новгородского и его честные мощи главными святынями монастыря».
Значительная часть доклада была посвящена описанию архитектурного облика монастыря, интерьеру верхнего – Успенского, и нижнего – Никольского храмов, монастырского кладбища, находящихся в обители икон, церковной утвари.
За долгую историю своего существования монастырь прошел несколько этапов развития и на протяжении всего пути эта древняя святыня оставалась источником духовной жизни и культуры этого края. Как было отмечено на встрече, необходимо как можно более точно возродить и сберечь монастырь для будущих поколений, ведь без прошлого нет будущего.
Собственная информация отдела по культуре