В Прощеное воскресенье руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин провел с прихожанами храма Вознесения Господня беседу о покаянии.
Встреча прошла в домашней обстановке – за чаепитием с блинами.
Отец Павел начал разговор с напоминания о том, что основание и вершина в духовной жизни в Православии – сугубое покаяние. Это самый трудный путь, по которому нам завещал идти Спаситель. И тут уроки людям преподает прославленный русский святитель Игнатий (Брянчанинов) и его известный труд «В помощь кающимся».
И, готовясь к Таинству исповеди, верующие обращаются за помощью к нему – это фактически настольная книга для православных христиан.
Но есть сегодня и другие «труды» – к примеру, «Дневник кающегося» псевдоправославного писателя и интернет-«проповедника» Сергея Масленникова.
Масленников проживал в Екатеринбурге, Таинство крещения принял в зрелом возрасте, он не является священнослужителем и не имеет богословского образования.
Несколько лет назад в Екатеринбурге он создал организацию «Школа покаяния», деятельность которой в 2015 году была запрещена Екатеринбургской епархией, поскольку можно выделить в его организации и литературе следующие деструктивные признаки:
– они делят людей на «истинных» христиан («правильно» кающихся последователей Масленникова) и «неистинных», которые, по мнению масленниковцев, не спасутся;
– не имея священного сана, Масленников самолично отлучает людей от причастия;
– Масленников считает, что в нем пребывает дух святителя Игнатия Брянчанинова, что сближает его с другими сектантскими гуру;
– в «Школе покаяния» ряд положений идет вразрез с позицией Русской Православной Церкви.
К примеру, там считают, что в записках «о здравии» можно упоминать лишь воцерковленных, на самом же деле там можно писать всех крещенных в православии.
– грубым нарушением канонического права является и то, что преподаватели «ШП» просматривают дневник с записью грехов каждого участника. Тогда как согласно каноническому праву Русской Православной Церкви, не рекомендуется открывать свои грехи лицам, не имеющим священного сана.
Тогда же Масленников написал свою книгу «Дневник кающегося», а сейчас автор выпустил ее новый вариант с различными дополнениями.
Но, как отметил в беседе с прихожанами протоиерей Павел Картушин, масленниковцы обманывают читателей, ссылаясь на то, что и это издание имеет гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви.
Издательский Совет действительно проводил рецензирование книг Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф.
Однако, в ходе ознакомления с последними трудами, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была отмечена серьезная опасность для читателей и слушателей.
Как сказал и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олег Костишак, «решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, а в целом неверной системой взглядов автора на христианскую жизнь».
Вот, что говорит о нем профессор Алексей Осипов: «Масленников постоянно ссылается на святителя Игнатия Брянчанинова. Но выбирает из его труда лишь отдельные цитаты и дает им такие трактовки, которые противоречат самому Игнатию Брянчанинову.
К примеру, он советует выписать на бумагу все свои грехи, и, по мере их преодоления, вычеркивать. Как это возможно?..
Ну-ка, кто может не осуждать? Не завидовать? Не празднословить?
Святые отцы говорят, что не могут ни одной заповеди, по существу, исполнить – «Ни коли же сотворив благое пред Тобою!» – пишет Макарий Великий.
Такое впечатление, что Масленников – не понимающий того, что делает, человек, к сожалению. И очень жаль, когда такие люди берутся за серьезные вещи. Так что я бы советовал всем воздержаться от прочтения его «трудов».
– Духовная практика, рекомендуемая Сергеем Масленниковым, не здорова и в итоге может привести человека в страшный духовный тупик, – отметил отец Павел. – Тут стоит упомянуть, что и сам святитель Игнатий Брянчанинов, которого постоянно цитирует Масленников, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости.
Затем отец Павел рассказал о верующих, пытавшихся использовать «Дневник кающегося» в качестве руководства. Так, прихожанка одного из тульских храмов обратилась к священнику за помощью, поскольку сама уже не могла справиться с унынием, в которое впала после прочтения этого «труда». «Батюшка, я как будто оказалась в аду!» – вот ее слова.
Был и более сложный случай, когда женщине понадобилась помощь не только священника, но врачей, диагностировавших у пациентки депрессию.
В завершение беседы отец Павел ответил на вопросы присутствующих.
Марина Панфилова, фото автора