В рамках XX областных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызов времени» в Тульском миссионерском отделе прошла секция «Формирование личности в условиях современного мира».

Приветствуя собравшихся, руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин отметил серьезность заданной темы.

– Сейчас с огромным потоком информации происходит подмена нравственных устоев, которые были ориентирами для людей разных возрастов, – сказал отец Павел. – И нужно понимать, что большая часть этой информации требует проверки, грамотного осмысления.

Пастырю, учителю, наставнику молодежи необходимо, в первую очередь, являть пример христианской веры, личной преданности Родине, своему народу. И, конечно, требуется постоянный внутренний труд над собой, воспитание личности, чтобы затем передать этот опыт другим поколениям. Вспомним слова апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».

Отец Павел определил тему, заявленную в докладе психолога-консультанта Натальи Ярасовой, как актуальную во все времена.

Наталья Николаевна на основе презентации своего доклада рассказала о точках пересечения между христианской аскетикой и православной психологией. А также о том, как психология – не только святоотеческая, но и академическая – может помочь людям сохранять личность, сохранять свою душу от соблазнов.

При этом Наталья Ярасова отметила, что в рамках доклада будут рассмотрены лишь некоторые точки соприкосновения, отдельные примеры соотношения православной аскезы и практической психологии. Говоря о понимании личности в православной психологии, докладчик привела слова С. Бефеева: личность надприродна и «предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь.

Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в Своем лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безразличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности».

Собравшиеся с интересом слушали, как Наталья Николаевна раскрывала понятие личности, обрисовывала общие задачи православной психологии, которая видит глубинный смысл человеческой жизни в одухотворении и богоуподоблении через развитие добродетелей и преодоление страстей. Этот подход роднит православную психологию с аскетикой как системой духовно-нравственного совершенствования личности.

Затем в презентации было рассказано о разных этапах формирования личности с точки зрения психологии – с раннего детства и до достижения возраста психологической зрелости. А также – о стремлении к идеалу, правильном понимании и выполнении заповедей.

Поднималась тема возраста души, в котором архиепископ Иннокентий (Борисов), ректор Киевской духовной академии (XIX век), выделял несколько этапов: возвращение в себя (уход от соблазнов внешнего мира); пребывание в себе и деятельное очищение себя; соединение с Богом.

«Внемли себе, чтобы ты мог различать вредное от спасительного» – эти слова святителя Василия Великого стали эпиграфом к разговору о распознавании помыслов, отказе от усвоения прилогов.

Очень важной для сегодняшнего времени была тема о хранении чувств и языка, которую не раз поднимали отцы Церкви. Святитель Василий Великий предупреждал: «Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь через зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения; управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя всего вредного, а другим не выговорить всего запрещенного».

И сегодня психологи нас учат навыкам самоконтроля, который тесно связан с духовным деланием – воздержанием.

– Мы недаром говорим об отказе от непроверенных интерпретаций: многие проблемы у человека возникают, когда он увлекается собственным воображением. Под действием греховных страстей мы приходим к таким фантазиям о людях, о себе, о жизни, что легко попадаем под влияние греха, – рассказала Наталья Николаевна. – И тут необходима информационная гигиена, о которой сегодня пишут много, поскольку вокруг – масса деструктивной информации.

И, тем не менее, многие люди не понимают, как контролировать свое пребывание в инфопотоке.

Я как психолог часто сталкиваюсь с проблемами информационного перегруза, когда информация поглощается без разбора и становится мощнейшим провокатором тревог, ненависти, осуждения, страхов. И зачастую эта информация бесполезная, удовлетворяющая пустое любопытство человека в ситуациях, на которые он никак не может повлиять.

Есть ответы святых отцов о том, как относиться к негативной информации, единственным плодом которой являются страсти. К примеру, преподобный Никодим Святогорец писал: «Если возможно, то не встречайся с теми, кто может вовлечь тебя в мысленную брань». То есть, нужно четко определять для себя: полезна ли данная информация для нашего спасения? Можем ли мы что-то изменить, на что-то повлиять?

И избегать без необходимости потребления той информации, которая не требует нашего участия, не приносит пользы, а только становится поводом к проявлению уныния и печали – это чревато невротическими расстройствами, которые могут привести к депрессиям и суициду.

Часть презентации была посвящена проявлению любви или нелюбви к людям: здесь говорилось об амбициях, зависти, борьбе за власть, эгоизме и потребительской направленности личности, чувству собственного превосходства; о том, что, в конечно итоге, может привести к эмоциональному выгоранию.

К сожалению, этому способствуют соблазны современного общества потребления с его навязчивой стимуляцией тщеславия.

Противостоять искушениям помогут такие психологические аспекты личности, как критическое мышление, здоровая самооценка, четко выстроенные психологическое границы, ассертивность (способность личности не зависеть от внешних влияний и оценок), конгруэнтность (гармоничность, целостность).

А главное – страх Божий и упование на Господа.

Преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) напутствовал: «Живущие в миру среди соблазнов должны иметь большее внимание к себе, чем отшельники, для которых их уединение служит стеной, ограждающей от неприличных сцен, от пошлых разговоров и всякой другой скверны. Так что отшельники подобны сражающимся из укрытий, а ты сражаешься с врагом в открытую, лицом к лицу, и пули летят со всех сторон, – везде ты встречаешь поводы ко греху».

В завершение работы секции Рождественских чтений протоиерей Павел Картушин поблагодарил Наталью Николаевну за интересный доклад, отметил, что данная тема – очень серьезная, поскольку с каждым годом нас окружает все больше и больше соблазнов: «Преодолеть искушения невозможно без святоотеческого наследия. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам и возле тебя тысячи спасутся». А если мы не будем являть этот пример в своей жизни, то все будет лишним, а тем более – в духовном труде и опыте».

Марина Панфилова, фото автора