В ГУЗ ТО “Тульская областная детская психоневрологическая больница” (г. Тула, ул. Бундурина, д. 43) клирик Всехсвятского кафедрального собора города Тулы иерей Андрей Морозюк совершил чин великого освящения воды. Раздавала святую воду медицинскому персоналу, больным детям и их родителям сестра милосердия Тульского сестричества во имя святых жен-мироносиц Валентина Анатольевна Тихонова, помогающая священнику в осуществлении духовного окормления больных детей и их родителей.
По окончании чина великого освящения воды отец Андрей обратился ко всем собравшимся с пастырской проповедью, разъясняющей значение праздника Крещения: «Вода занимает важное место в нашей жизни, она является одним из элементов мироздания. Без нее человек не может жить. Священное Писание гласит: вода обладает и целебной силой. Современник пророка Елисея Нееман был послан окунуться в Иордан 7 раз, для того, чтобы очистилось тело его, и сошла проказа.
В 5 главе Евангелия от Иоанна говорится: «… был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Вспомним и слепорожденного, которому Господь для исцеления предложил омыть очи в купели Силоамской (Ин. 9:1-38).
В новозаветное время вода служила возрождению человека в новую жизнь, его очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос говорит: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие” (Ин. 3:5). Здесь Господь имеет в виду водное крещение. Он Сам явился основателем этого таинства, приняв крещение от Иоанна на Иордане.
В песнопениях, посвященных этому празднику, говорится, что «в сей день Творец неба и земли во плоти приходит на Иордан, прося крещения, Безгрешный, чтобы очистить мир от заблуждения вражьего. И крестится рукою раба Владыка всего, и через воду очищение роду человеческому дарует» (стихира на стиховне вечери Богоявления).
В эти дни в православных храмах совершается чин великого освящения воды. Освящаемая в этот двунадесятый праздник вода называется по-гречески «Великой агиасмой», т.е. великой святыней. При ее освящении Церковь молится: «Ты убо Человеколюбче Цapю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену. Да бежат от нея наветующии созданию Твоему, яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное и страшное сопротивным».
Итак, в переводе: «Ты, Человеколюбивый Царь, приди и ныне сошествием Святого Твоего Духа, и освяти эту воду. И дай ей благодать избавления, благословение Иордана, сделай ее источником нетления, даром освящения, разрешением от грехов, исцелением болезней, губительной для демонов, неприступной для противных сил, наполненной ангельской силой. Пусть бегут от нее все вредящие созданию Твоему, ибо имя Твое, Господи, я призвал, дивное и славное и страшное для противников».
Святая вода необходима для того, чтобы в ней был крещен человек, и сама она благодаря сошествию на нее Святого Духа приобретает целебные и чудотворные свойства. Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни, благоговейное к ней отношение характерно для каждого верующего человека. Поэтому святую воду хранят в особом месте и принимают прежде вкушения пищи. Хотя (согласно Церковному Уставу) не вкушение пищи рождает в нас нечистоту, а грехи наши. И Устав не возбраняет (в случаях необходимости) вкушение Великой агиасмы не натощак. Кроме того, по тому же указанию Устава, святой водой окропляются жилища и даже скаредные места, потому что дана она на освящение всему миру.
Она имеет власть отгонять бесовские силы. А в случае наложения на человека церковных прещений Устав предписывает ему вкушать крещенскую воду во время несения наложенной на него епитимьи…»
Внимание маленьких пациентов больницы отец Андрей обратил на то, что «сегодня Церковь освящает воду, которая дается нам от Бога, которая является “скачущей в жизнь вечную” (т.е. приводящей к вечной жизни), большой помощью в учебе и в обретении здоровья…»
Продолжался рабочий день для сотрудников больницы, в очередной раз трудный как в физическом плане, так и в моральном. Сестра милосердия Валентина Анатольевна Тихонова без устали раздававшая святую воду, присев на минуту, замечает: «При взгляде на детей, мужественно сражающихся с тяжелейшими недугами, невольно сжимается сердце. Всех их объединяет одно – желание обрести покой и счастье. Самое главное – им нужна наша поддержка, осознание того, что они не одни. С ними Бог, Его Святые угодники и Сама Пресвятая Богородица. Общение с детьми – это взаимное ощущение нужности. Наша задача – не только подарить тепло и заботу здесь и сейчас, но и показать, что они не одиноки в этом мире и всегда могут надеяться на помощь».
В это же время отец Андрей общался со своими подопечными: давал наставления, благословлял взрослых и детей. Несмотря на занятость, священник ответил и на наши вопросы.
– Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, чем Вам за время Вашего пастырского служения особенно запомнились эти благодатные январские дни?
– Освящение воды происходит при любых погодных условиях. Мы раньше привыкли к выражению «Крещенские морозы». Но, к сожалению, в последние годы погода бывает разной: приходилось мне освящать воду как и при тридцатиградусном морозе, так и при нулевой температуре. Несколько лет назад на Крещение вообще лил сильный дождь. Однако, несмотря на непогоду, верующих людей всегда приходит очень много. И это радует.
– Отец Андрей, некоторые родители стремятся окрестить младенца именно в праздник Крещения. Не могли бы Вы поделиться своими размышлениями в этой связи?
– Следует помнить, что таинство Крещения в любое время остается таинством, независимо от даты. В праздничные дни Крещения и Богоявления во Всехсвятском соборе священник совершает либо чин великого освящения воды, либо идет крестить младенцев.
– Представьте себе, чтение паремий диаконом… Происходит размеренное, неспешное, истовое совершение чина великого освящения воды. И в противовес этому – искрометное, яркое, «весёлыми ногами» (как и в Пасхальные дни) совершение таинства Крещения.
– Почему «весёлыми ногами»? Да потому, что надо делать все, с одной стороны, быстро: ведь плачущие младенцы требуют к себе повышенного внимания; а с другой стороны, хочется, чтобы присутствующие родители, родственники и друзья осознали серьезность всего происходящего: священник прославляет Самого Христа! Как приятно видеть глаза людей! Их неподдельную, искреннюю радость! Именно эти моменты и рождают в душе ощущение праздника Пасхи….»
Праздник Крещения занимает одно из главных мест в церковном календаре, ведь очищение от грехов – главнейшая задача каждого христианина. Сердечно поздравляем всех с праздником Крещения, желаем каждому просвещения души и разума, чтобы с чистым сердцем творить добрые дела! И мир станет светлее!
Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению