Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из особо почитаемых, двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Спасителя.
Что несет в себе это торжество, какой смысл вкладывает в него православная вера – об этом беседа с настоятелем храма Вознесения Господня – руководителем Тульского миссионерского отдела протоиереем Павлом Картушиным.
– Отец Павел, Преображение приходится на самый короткий из постов – Успенский.
– Да, и пост предназначен для того, чтобы человек в преддверии праздника очистился от всякой скверны плоти и духа. Ведь любое воздержание, духовное или телесное, есть победа над собой.
Преображение Господне – величайший праздник: Господь взошел вместе со Своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор, там преобразился перед ними, беседовал с двумя ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. И этим явлением Божественного света Он свидетельствует, что этот свет – не выдумка, и призывает нас к нему.
И этот свет должен просиять в каждом, мы к нему призываемся, и результатом такого преображения должны быть исполнившиеся слова Господа: «В Царствии Небесном праведники просияют, яко солнце».
Этот свет Христа, источником которого Он является, должен отразиться в нас – Господь зовет нас стать подобными Ему.
– В этом и есть смысл праздника Преображения для верующих?
– Каждый православный христианин хоть иногда, но испытывал на себе Преображение Господа. Потому что в жизни каждого непременно происходило то, после чего человек понимал, что не сможет жить, как раньше, всей душой устремляясь к более светлой жизни. Значит, произошла метаморфоза души – это греческое слово и означает «преображение».
Это – радостное и благодатное служение, к которому все христиане призваны. Господь зовет к свету всех без исключения, и если человек откликается на этот зов, то Бог нам помогает до скончания века. И если мы в это верим, то Преображение должно стать смыслом нашей жизни.
Всю жизнь человек словно сдает некий экзамен, вставая перед выбором между Христом и карьерой, между Богом и удобством, и начало этого пути – смирение перед Господом.
– Пожалуй, это самое сложное, недаром считается, что гордыня – матерь всех пороков.
– Господь ведет каждого из нас, и, если прислушиваться к своему сердцу – то есть, «чувствовать руку» Спасителя, есть надежда, что путь будет пройден правильно.
Но это не значит, что мы можем выбрать пассивный духовный образ жизни: от любого человека требуются серьезные усилия, духовные рассуждения, противостояния искушениям.
И чтобы не сбиться с пути, надо выбирать правильные ориентиры: читать духовную литературу, труды святых отцов, участвовать в богослужениях, стараясь понять их смысл.
Нужно усердие и усилие, соблюдение постов, почитание праздников, чтение Священного Писания и – молитва. Молитва должна быть внимательной, усердной и постоянной.
– Преображение Господне на горе Фавор было за сорок дней до Его крестных страданий.
– Господь открыл смысл страданий ради преображения человеческой плоти посредством ее соединения с Богом.
А праздновать Преображение в августе Церковь решила, потому что Великий пост несовместим с радостью Преображения.
И этот день стали праздновать летом, за сорок дней до Воздвижения Креста Господня – так было принято еще в древности.
– Почему летом?
– В это время года созревают плоды, вот и человек живет, созревает, познает себя, Бога – чтобы созреть, как плод. И каким будет этот плод – горьким или сладким, спелым или с червоточиной – зависит от каждого из нас.
Церковь, не навязывая, дает нам пример: Христос не только учил заповедям, но лично пострадал за все человечество.
И человек преображается, спасает душу, когда ходит в храм, творит молитву, общаясь Богом, когда он милосерден к ближнему. Тогда сердце его полно любовью и к Господу, и к людям.
– У каждого человека свой путь к вере: кто-то с малых лет становится верующим, а кто-то приходит к Богу в сознательном возрасте.
– Да, череда событий, радостей и скорбей, которые называются промыслом Божиим, ведет нас к Нему.
Истинное преображение, которого ждет от нас Отец Небесный, – это не приукрашивание себя пышными одеждами и красивыми речами. Но это молитвы о своем спасении и спасении своих ближних, жертвенная любовь, которую явил нам Господь, и которую мы должны излить на ближних, отринув эгоизм и заботу лишь о себе лично.
И в праздничный день искренне и сердечно желаю всем постоянно помнить о высоком призвании, к которому предназначен человек – преобразиться, приблизиться хоть на шаг к образу Божьему, стать свободными – от рабства грехов, от низменных чувств.
Пусть дарует нам Господь те добродетели, при которых помыслы и чувства людей станут светлыми и правильными, а заботы – не только о благосостоянии, но о чистоте души, о том, что не мимолетно и останется с нами навсегда.
Фаворский свет незримо для нас сияет всегда в этом мире, как сказал евангелист Иоанн: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
И как бы порой не было тяжело, неприятно и страшно, давайте помнить, что если Господь с нами, то все будет хорошо.
Марина Панфилова, фото автора