Жизнь идет, чередуются праздники и будни, люди ходят на работу, встречаются с друзьями, обсуждают разные темы, стараясь избегать тех, что волнуют всех нас, ввергают в уныние.

Но если такое случилось, как выходить потом из этого состояния? Вопрос был задан психологу-консультанту миссионерского отдела Наталье Ярасовой.

– Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске, как о кресте духовном: «Тоска происходит … от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысел Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся», – начала разговор Наталья Николаевна. – Вот про эту всесильную помощь и не надо забывать – в любой ситуации.

Правильное душевное мироустроение христианина – это иерархия душевных сил, при которой ум властвует над волей и чувствами. И отцы Церкви много говорят о том, что, принимая решение, как поступить в той или иной ситуации, мы должны руководствоваться рассуждением, а не следовать слепо каким-то порывам.

А для этого необходимы две важные составляющие – их обычно выделяют как первые ступени благодатного душевного состояния в психологии: внимание и трезвение. Они помогают вовремя заметить, что появились некие помыслы, оценить их и решить – что с ними делать. Если эти помыслы пустые, бессмысленные, суетные, приводят к отчаянию, унынию, то нужно отсекать их от себя – это самый первый и самый простой этап борьбы с греховными страстями.

Если же мы видим, что помыслы способны очистить нашу душу, несут созидательный посыл, то их можно привносить в жизнь, творя добро, милостыню, молитву, налаживая благоприятные отношения и тому подобное.

И когда человек умом властвует над своими чувствами, над своей волей, то он осуществляет тот самый дар Бога – свободу выбора, которая дана каждому от рождения. Ибо развитая в сознании мысль – уже поступок, который мы выбираем, а наш склад мыслей – тоже поведение, но на ментальном уровне. Мы сами выбираем свои мысленные установки, по крайней мере, способны их анлизировать и настраивать.

Помню встречу с замечательным, светлым человеком, известным психиатром Федором Викторовичем Кондратьевым, который в тот момент был уже в почтенном возрасте и в инвалидном кресле. Так он сказал удивительную вещь: «Когда близкие меня спрашивают, как себя чувствую, я отвечаю «Лучше!», а в уме добавляю: «Лучше – чем завтра» – чтобы не огорчать родных людей и себя настраивать на лучшее».

– К сожалению, сегодня многие разучились благодарить Господа за то, что имеют, и отвлекаются на негативные мелочи, не замечая главного в своей жизни.

– И не просто забывают благодарить Создателя, но и не считают, что семья, работа, кров над головой – это ценность, воспринимают все это, как должное.

Я как психолог на консультациях регулярно советую сравнивать свою жизнь с теми, у кого худшие условия, сложная ситуация. Об этом говорят нам святые отцы, прошедшие суровую школу скорбей и познавшие покой и радость в Боге. Но что приходится слышать в ответ? «Какое мне дело до других, если мне здесь и сейчас плохо, тоскливо!..» Это происходит как раз от мировоззрения, когда всегда и всего мало, не ценится то, чем обладает человек.

– И как с этим бороться?

– Прежде всего, быть внимательным к своим мыслям и не игнорировать момент, когда уныние закрадывается в мысли, в душу.

Конечно, примерно восемьдесят процентов мыслей мы не осознаем, а эмоции порождаются, прежде всего, нашими мыслями: что думаем, то потом и чувствуем.

Трезвение в духовной жизни – это состояние, при котором человек старается объективно оценивать то, что с ним происходит: «У меня проблемы… даже окружающие замечают, что в моей жизни не все ладно…», но не «я несчастный» и так далее.

И очень важный для христианина навык: умение отказываться вот от этого избыточного «саможаления», к тому же чаще всего поводы для него – иллюзорны, и жизнь этого «несчастного» достаточно благополучна.

– У святителя Иоанна Златоуста читаем: «Где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святого Духа, оттуда прогоняются демоны, и все вражеские силы обращаются в бегство».

– Тут еще важно знать, как молиться и о чем молиться. К сожалению, порой в молитве люди дублируют свои страдания и нытье, жалуясь Богу, что у них нет желаемого. И таким образом, превращают Его в обычного собеседника, которому жалуются, а то и обвиняют в том, что до сих пор не получили того, о чем мечтается – вместо того, чтобы, памятуя моление о Чаше, говорить: «Да будет воля Твоя». Нет доверия Господу, не хватает веры, что все, происходящее с нами, делается нам же во благо.

– А бывает, что человек погружается в уныние, видя то, что происходит вокруг. К примеру, сейчас православный мир содрогается, видя, что идет война, что творится вокруг Киево-Печерской лавры. И при этом наблюдая по телевизору, в социальных сетях бесовские пляски: «радужный» парад в столице Украины.

– Ужасаться происходящему, сочувствовать людям, оказавшимся в бедственном положении, можно и нужно. Но необходимо давать себе ответ: как я могу повлиять на ситуацию? И не стоит думать, что раз я далеко, то могу только молиться. Как ни странно, такая позиция часто приводит к пустым страданиям, так как молиться непрестанно большинство из нас не умеют, а в промежутках между воззваниями к Богу мы порой буквально тонем в переживаниях. Поэтому главное помнить, что каждый из нас способен действовать в этих непростых условиях – создать вокруг себя спокойную атмосферу, не паниковать, не заражать негативом окружающих. Сохраняя мир в своей душе, человек становится тем островком, к которому притягиваются другие люди: чем больше спокойствия – тем меньше ненависти, агрессии.

Это состояние помогает сохранять любовь к ближнему: там, где слишком много яростных эмоций, любовь либо искажается, либо истончается и исчезает.

Христианская любовь – не страсть, но душевное состояние, которое связано со словами «мир», «смирение», то есть, это спокойное чувство.

Каждый из нас способен оставаться неагрессивным, слыша ужасные новости – а они, безусловно, такие.

И, да – мы закономерно испытываем неприязнь к тем, кто стал причиной несчастий. Но психологические механизмы срабатывают так, что эта антипатия изливается не на причину зла, не на сам грех, и даже не на тех людей, что творят зло, а на тех, кто рядом с нами, на наших ближних: в повседневных разговорах, в спорах.

Мне порой приходится наблюдать, как человек спорит… с единомышленниками, глядит на них, как на врагов, а агрессивные диспуты уничтожают близость между людьми. И потому так важно каждому сохранять доброжелательность к окружающим, к тем, кто не является причиной всех сегодняшних бед.

– А как эти бессмысленные споры выматывают людей! У них же потом буквально все силы на исходе.

– Потому и должны присутствовать в каждой минуте бытия разум и рассудочность. Эмоции, дотошное изучение событий – помогут ли они в повседневной жизни, в работе?

Безусловно, светскому человеку сложно отказаться от каждодневных новостей из зоны СВО, ведь у многих из нас там находятся близкие, друзья, и болит душа за тех, кто дорог.

Но когда наши святые отцы говорят о сочувствии тем, у кого случилось горе, то выделяют важный момент: нельзя сливаться с горюющим, поскольку это затмевает разум, а в таком состоянии уже никакой помощи человек никому оказать не способен. Вспомните, как в самолетах проводят инструктаж: в случае катастрофы родитель должен сначала надеть кислородную маску на себя, а затем – на ребенка. И это не жестокость, но разумное поведение, дающее шанс на спасение обоим.

И в ситуации, о которой говорилось выше, вводя себя в истерическое состояние, человек уже не сможет помочь никому – и себе в том числе. Значит, надо вести себя мудро, просить у Господа помощи, смирения и душевного спокойствия.

Ведь если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Святой апостол Павел нам заповедовал: «Всегда радуйтесь!»

Марина Панфилова, Фото Павла Коновалова