Всероссийский день семьи, любви и верности, приуроченный к церковному празднованию святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи и брака, отмечается в нашей стране уже 15 лет.
Это наш праздник влюбленных, ставший с прошлого года государственным, и отмечается он широко. В храмах проходят богослужения, по всей стране проводятся различные мероприятия, поздравительные концерты, выставки, ярмарки, благотворительные акции, чествование многодетных семей и супругов, проживших вместе более 25 лет.
Музейно-выставочный центр «Тульские древности» также подготовил интересную программу к этому дню, о чем рассказала заведующая Наталья Демина:
– С детства мы в сказках встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». А позаимствовано оно из известной повести, ставшей памятником русской литературы, которая была написана в XVI веке. В его основу были положены устные муромские предания, а главные герои – благоверные князья Петр и Феврония Муромские, которые своей жизнью показали нам главные духовные ценности.
История их любви прошла через века, не затерявшись во времени и не забывшись, и именно она положила начало этому светлому празднику.
Общечеловеческие ценности – семья, любовь, верность очень важны в нашей жизни, они дают человеку поддержку, стабильность, радость. И, несмотря на так называемые «современные веяния», нам еще больше следует стремиться к идеалам, о которых напоминает этот праздник.
Наталья Викторовна рассказала, что пришедшие 8 июля в «Тульские древности» смогут погрузиться в атмосферу жизни обычной русской семьи, где у каждого ее члена были свои функции. Все, от мала до велика, трудились, но находили место для отдыха, игр и забав.
– Наша страна изначально была патриархальной, главную роль и в семье, и в обществе играл мужчина. Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой – сборник наставлений. В нем содержались совету по хозяйству, воспитанию сыновей и дочерей, поведению дома и в гостях.
Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, а в следующем столетии духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал воедино свод законов, которыми за это время обогатился Домострой, и поделил его на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй – как чтить царя, в третьей – как жить в семье и вести хозяйство.
По Домострою семья представляла собой единый организм, муж-добытчик работал, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда взрастали.
Наши предки понимали, что жить в семье с разделенными и социальными обязанностями было легче, каждый знал, что он должен делать, а без тяжелого, напряженного труда в поле и по дому семья прожить не смогла бы.
Женщине было физически тяжело строить избу и хозяйственные помещения, заготавливать дрова, пахать, косить, этим занимался мужчина. Хотя, если вдовой оставалась, то она вынуждена была надрываться на этой работе. Но обычно женщина царила в доме, тут уж были ее обязанности, которых мужчина не касался.
И в этом просматривается не архаика, а разумное и рациональное разделение функций, которое было не только у русского народа, но и у других: семья, как залог продолжения рода, есть везде. И хоть традиции у нас разные, но День семьи и верности существует во многих странах.
А у нас на Руси семья порой насчитывала до четырех поколений по мужской и женской линии, под одной крышей уживались до пятнадцати человек, а то и больше. Но это была необходимость: лишних рук в хозяйстве не бывает, а большая семья наиболее жизнеспособна.
Наталья Демина рассказала о традициях, которые свято чтили наши предки: женитьба всегда сопровождалась венчанием, что означало неразрывность уз. Нарушить закон человеческий постыдно, но можно, а вот обет, данный Богу, – нельзя.
Повторный брак был запрещен, исключения делались лишь для вдовых людей и тех, кто был невиновен в распаде семейных отношений. Но, в любом случае, вступать в брак можно было не более трех раз.
А вот принципиальное безбрачие считалось чем-то оскорбительным. Девице, которую не брали замуж, сочувствовали. Мужчину, ни разу не женившегося, подозревали в неправильном отношении к нормам и уставам общества. Тем более, что только женатым мог быть предоставлен личный земельный надел.
А еще только женатые мужчины имели голос на общесельских собраниях и могли влиять на общество.
– Создание семьи воспринималось нашими предками, как зрелость, возможность взять на себя груз ответственности, желание жить по правилам и укладам предыдущих поколений, – сказала Наталья Викторовна в конце беседы. – И в любом обществе семья представляет собой минимальный и обязательный социум, нет народов на Земле, у которых вообще отсутствовала бы семья в той или иной форме.
Руководитель миссионерского отдела – настоятель Вознесенского храма протоиерей Павел Картушин, говоря о Дне семьи, любви и верности, отметил:
– Семья есть малая церковь. Вспомним послание апостола Павла к Ефесянам: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви. Так каждый из вас любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа своего».
Суть православного супружества – жизнь во Христе. И самый великий подвиг супружеской жизни – сохранить семью, что бы ни происходило, научиться смирятся, прощать, терпеть немощи друг друга и так исполнять закон Христов.
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», – говорится в Священном Писании. Бывают всякие испытания, искушения и слабости, но всегда надо сохранять семью, как самое ценное. Без Божией благодати это сделать почти невозможно, и потому надо стараться жить семьей церковной жизнью, не отрываться от Церкви Христовой.
Марина Панфилова, фото: hvalit-gospoda.ru