В день памяти преподобного Сергия Радонежского в модальной библиотеке №14 города Тулы при участии Марины Михалёвой, директора Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», состоялось открытие фотовыставки «Куликово поле» и литературная беседа, посвященная образу молитвенника и заступника земли Русской в русской литературе.

К участникам мероприятия – постоянным читателям и гостям из Союза пенсионеров Пролетарского района – с приветственным словом обратилась Гальфия Сергеева, заведующая Модальной библиотекой №14: «Я рада представить вам большого друга нашей библиотеки Марину Александровну Михалёву, директора центра «Фавор» Тульской епархии. Собственно, ей и принадлежит идея обратиться к Куликовской битве, этому решающему историческому событию, через призму фотографий места сражения Романа Солопова, – произнесла она. – Вместе с тем нам предстоит знакомство с личностью преподобного Сергия Радонежского – особо почитаемого и любимого православного святого, сыгравшего значительную роль в исходе битвы на Куликовом поле, как это странно не прозвучит. Уверена, что впереди нас ожидает немало интересных открытий».

В свою очередь Марина Михалева вкратце рассказала об авторе выставки «Куликово поле» Романе Солопове – туляке по происхождению и фотохудожнике по призванию.

«Самое главное, что мы узнаем о Романе, обозначено одной строчкой в биографии – с 2004 года он работает фотохудожником  Государственного музея-заповедника «Куликово поле», и это означает огромную жизнь его как художника. Порой мы как-то привыкаем к своему месту работы, со стороны может показаться, что после многих лет мы связаны с ним в большей степени привычкой, и все сложнее становится отыскать что-то новое в своем деле. Но это совсем не так: чем больше мы трудимся на одном поприще, тем шире оно становится и тем необъятные цели открываются, – подчеркнула она.- А если говорить о таком удивительном месте как Куликово поле, то тем более для фотохудожника  здесь открываются необъятные горизонты – и в переносном, и в буквальном смыслах этого слова».

Выставка «Куликово поле» настолько разнообразна, что на первый взгляд даже возникает ощущение, что она лишена единого сюжета. И, действительно, здесь и фото пейзажей первого ратного поля России в разное время года, портреты, зарисовки из повседневной жизни музея, закаты, рассветы и ночь, в которой светят огни, православные храмы – совершенно удивительные и в тоже время простые картины.

Но как только Марина Александровна приступила к обзору фотокартин, по ее собственному определению, начала проявляться колоссальная внутренняя связь – и между работами, и между разными историческими и жизненными пластами. Начала проявляться метафизика русского бытия, неразрывно связанная с полем – огромным пространством, где и во времена князя  Дмитрия Донского и маршала Жукова  сходились с врагом в страшной битве за Отечество русские воины, а теперь колышется ковыль и цветет шиповник, где, раскинув руки, навстречу солнцу и ветру бегут счастливые дети, ради которых ценой пролитой крови были одержаны победы…

Предваряя литературную часть встречи, Марина Михалёва напомнила, что именно 8 октября Православная Церковь совершает память преподобного Сергия Радонежского.

«Возможно, далеко не все в нашем обществе исповедуют преподобного Сергия как святого, но совершенно определенно и неоспоримо то, что этот человек оставил в истории нашего Отечества неизгладимый свет, – обратилась она к слушателям. – Я хочу предложить вам обратиться не к житию святого Сергия, составленному один из его учеников, Епифанием Премудрым, а – к началу двадцатого века и к другим авторам. Казалось бы, они должны были забыть о преподобном потому, что жили в тот период, когда Бога и угодников Божиих в России искали меньше всего, однако оставили нам потрясающие своей глубиной и красотой мысли о нем».

В продолжение беседы прозвучал фрагмент из повести известного писателя русского зарубежья Бориса Зайцева (1881-1972 гг.) «Сергий Радонежский», написанной в 1925 году во Франции. В центре внимания оказалась встреча князя Димитрия с игуменом Троицкой лавры накануне Куликовской битвы, размышления святого старца, его наставления и напутствие князя на сражение, которое он воспринимал как битву за правду Христову.

Затем слушатели обратились к произведению «Поле Куликова» Ивана Шмелева (1873-1950 гг.), который также не принял революцию 1917 года и был вынужден эмигрировать из России. Примечательно, что повесть, посвященная явлению преподобного Сергия людям, живущим в разных местах бескрайней России и не знающим о существовании друг друга, имеет подзаголовок «Неофициальное расследование в двух частях».

От сложных вопросов веры и недоверия, сомнений при встрече с чудесными явлениями и самого неоднозначного понятия «чуда» присутствующие погрузились в поэзию Александра Блока (1880-1921 гг.) Избранные стихотворения из цикла «На поле Куликовом», знакомые со школьной поры прозвучали совсем по-новому на фоне фотокартин Романа Солопова.

В завершение Марина Александровна привела отрывки из статьи Александра Блока «Народ и интеллигенция», где он, используя образ Куликовского сражения, рассуждает о России и российском обществе в начале прошлого столетия.

«Есть между двумя станами – между народом и интеллигенцией некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между русскими и татарами, между двумя станами, явно враждебными, но как тонка эта нынешняя черта – между станами, враждебными тайно! Как странно и необычно схождение на ней! Каких только “племен, наречий, состояний” здесь нет! Сходятся рабочий, и сектант, и босяк, и крестьянин с писателем и с общественным деятелем, с чиновником и с революционером. Но тонка черта; по-прежнему два стана не видят и не хотят знать друг друга, по-прежнему к тем, кто желает мира и сговора, большинство из народа и большинство из интеллигенции относятся как к изменникам и перебежчикам. Не так ли тонка эта черта, как туманная речка Непрядва?» – писал Александр Блок.

Поражает боль, звучащая в словах поэта, предвидевшем неизбежное столкновение двух станов в годы революции и гражданской войны. Но что гораздо страшнее, как единодушно отметили участники встречи, – что в нашем обществе вновь формируются станы, внутри которых зреет тайная, а порой и явная вражда.

«В завершение статьи Блок, призывает интеллигенцию, не желающую принять русский народ и Россию как таковую, «увидеть другого», «выйти из тьмы», «получить освежение, и звучит это потрясающе! – подытожила Марина Александровна. – Когда мы после этих слов вновь обращаемся к фотоработам Романа Солопова, то понимаем, что видим не конкретный топографический объект, не природное явление, где восстанавливают ковыль, а нечто большее. Поле Куликово всегда будет нас тревожить, пробуждать в нас лучшие чувства. И совершенно определенно, что ему никогда не стать запыленной историей, потому что само это ратное поле и все участники сражения, произошедшего несколько веков назад, – это образ нашей Родины, наша совесть, незаходящий свет и неугасимая вера».

Своими впечатлениями от встречи поделилась Тамара Васильевна Бобылкова «Фотовыставка меня просто поразила! Роман Солопов, действительно, настоящий художник, потому что в его работах видна любовь ко всему, что он снимает. И нужно отдать должное Марине Александровне за то, что она так интересно представила нам фотовыставку, связала ее с Куликовской битвой, с преподобным Сергием Радонежским, с творчеством наших писателей. По правде сказать, у меня такое было ощущение, что я побывала на самом поле Куликовом, почувствовала, какая это красота и мощь, и как тесно переплетено прошлое и настоящее, все слито воедино и мы в этом едином потоке, и все наше. Важно не утратить это чувство, передать его детям, внукам. Поэтому, на мой взгляд, нужно как можно больше проводить таких бесед с молодым поколением!».

Марина Полянская, фото автора