Сотрудники миссионерского отдела приняли участие во встрече с иереем Климентом, единственным священником Русской Православной Церкви в Индии, настоятелем прихода в честь Живоначальной Троицы в городе Чандрапур.
Встреча состоялась по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия. Зал Дворянского собрания, где выступал гость из Индии, был полон.
Пообщаться с собратом по вере из Индии пришли более 150 человек: представители духовенства, сотрудники полиции, прокуратуры, преподаватели различных учебных заведений, студенты.
Игорь Крюков, общественный деятель, писатель, путешественник, представил собравшимся отца Климента, а сам он вкратце рассказал свою непростую биографию.
Отцу Клименту и его брату Поликарпу пришлось пройти через многое, чтобы добиться поставленной цели – стать православными, принять сан.
Они из англиканской семьи, дядя был митрополитом, старший брат Поликарп стал епископом-миссионером, младший тоже собирался поступать в англиканскую семинарию после светского вуза. Но в 23 года он решил принять Православие.
«Господь призвал», – говорит отец Климент. На встрече в Дворянском собрании он рассказал, как слушал песнь Богородицы, и словно в голове прозвучал женский голос: «Иди в семинарию!» И тогда молодой человек понял, чему должен посвятить свою жизнь, он оставил институт, где уже окончил первый курс магистратуры, и в 2014 году прилетел в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Трудности и лишения были на каждом шагу: чужая страна, холод и влажность, незнакомый язык, проблемы с финансами. Но когда побывал на первой в жизни Литургии в православном храме, онемел от восторга: большой иконостас, красота богослужения, хор, диакон, торжественные песнопения.
А в день рукоположения в 2018 году иерей Климент расплакался, понимая, что Сам Господь благословляет его: «Если бы я был просто частным лицом, то хотел бы остаться в России. Но как священник – не могу. В России ведь батюшек много, а в Индии их вообще нет. Мое же призвание – быть священником именно в родной стране, ради этого я все преодолевал и продолжаю трудиться».
Отец Климент рассказал, что в Индии есть семь православных общин в разных городах, но нет ни одного православного храма. Каждый раз службы проводятся то у него дома, то у кого-то из прихожан, иногда – на улице, в парке. Священник переоборудовал часть своей комнаты в небольшой домовый храм – чтобы люди чувствовали, что такое православный дом Божий.
Из разных регионов Индии приходят просьбы о переходе в Православие: иногда от мирян, а порой и от целых протестантских общин – медленно, но число православных в этой стране растет.
Хоть в каждой общине имеется староста, у отца Климента много трудов: он не только служит, крестит, исповедует, но еще и переводит для соотечественников богослужебную литературу и святоотеческие книги. А это непросто не только из-за сложности языка: людям, рожденным и воспитанным в индуизме, бывает сложно понять и принять иные догматы и богословские понятия. Так, уже переведены Литургия святителя Иоанна Златоуста, часы, обедница, вечерние молитвы, прокимены воскресные и двунадесятых праздников.
Отвечая на вопросы собравшихся, отец Климент рассказал, что в его стране основная вера – индуизм, его исповедует восемьдесят процентов, еще есть буддизм, сикхизм. Одиннадцать процентов населения исповедует ислам – это вторая по численности религия в Индии. Имеются там и секты – такие же, как и во всем мире, и к ним у правящих лидеров отношение куда более лояльное, чем к тому же православию.
Православные верующие, как и все христиане, там подвергаются нападкам со стороны радикалов. А с приходом к власти в 2014 году националистической Индийской народной партии стало сложнее проповедовать, начались гонения: даже сжигали храмы, убили несколько священников. Лидеры партии считают, что христиане разрушают культуру страны, ее обычаи, нарушают устои.
Собравшиеся интересовались, как осуществляется проповедь о Христе в Индии, и в чем ее особенности, как выстраиваются отношения православных общин с представителями других конфессий.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов задал вопрос о йоге, которая сегодня распространилась далеко за пределы Индии, причем представители неоиндуистских сообществ и сект в России утверждают, что это – способ оздоровления организма, не имеющий отношения к религии, а вовсе не духовные практики.
– В Индии йога популярна, особенно выросла ее известность в последние пару десятилетий, когда многочисленные гуру стали зарабатывать на этом, – рассказал отец Климент. – Когда я учился в школе, такой моды на йогу еще не было, а теперь рекомендуется ею заниматься каждый день – перед занятиями в учебных заведениях, перед работой в офисе. А уж служащим заниматься йогом надо обязательно: то есть, государство уделяет ей большое внимание.
Но мы, христиане, знаем, что йога никакого отношения к оздоровлению организма не имеет. Знают это и индуисты: их древние гуру давно определили, что подобные упражнения выполняются не ради физического или психического здоровья, но для соединения с богом.
Так же как мы относимся к Причастию, они относятся к йоге: это духовная практика – чтобы человек через некие упражнения приобщился к высшим силам. И мы понимаем, знаем, что йога – это очень опасная вещь, и ее надо избегать.
В завершение встречи по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия отцу Клименту подарили Иверскую икону Божьей Матери и вручили им с супругой Екатериной тульские пряники и сувениры.
Марина Панфилова, фото Алексея Ярасова