– так называлась секция региональных Рождественских чтений, прошедшая в Тульском миссионерском отделе.
Присутствующие с большим интересом слушали доклад руководителя отдела протоиерея Павла Картушина «Современные вызовы Православной миссии».
В Священном Писании как предостережение говорится, что «мир лежит во зле». И как свидетельство этого мы наблюдаем сегодня разрушение нравственных норм, пропаганду нравственного безразличия, бездуховность, которая лишает человека правильного мировосприятия. А утрата духовности обесценивает всю жизнь человека и общества в целом.
– В последние годы мы видим, как весь западный мир буквально ополчился против суверенности нашей самобытной цивилизации, нашей православной духовной культуры и их носителя – русского народа, – отметил отец Павел. Он подробно рассмотрел проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, вступающие в жизнь: подмену ценностей подлинной духовной культуры усредненными образцами культуры потребительской, переориентацию молодежи от творческого созидания – к потреблению.
Говоря о христианских ценностях, привел в пример Отцов Церкви, которые были для своего времени представителями самой широкой интеллектуальной культуры: святителя Афанасия Александрийского, Великих Каппадокийцев, святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина и других. А также русских церковнослужителей, бывших высокообразованными людьми: святителя Филарета (Дроздова), протоиерея Павла Флоренского, епископа Порфирия Успенского и прочих, среди которых были даже члены Российской академии наук.
Вывод из этого: миссионер должен быть носителем высокой интеллектуальной культуры. Только тогда он может влиять на слушателей, когда знает, чем они живут и что их привлекает.
Необходимость интеллектуальной подготовки для современного православного миссионера продиктована еще одним вызовом нынешней эпохи: распространением безверия во всех его видах, от так называемого «научного атеизма», отравлявшего Россию на протяжении семидесяти лет, до агностицизма и нигилизма, заразившего многих людей на Западе.
Не найдя ответа в Церкви, люди обращаются за советом к лицам, далеким от нее, в том числе – к сектантам и представителям восточных культов.
Засилье сектантов и «лжемиссионеров» в современной России, безусловно, является огромным вызовом для Православия.
Русская Православная Церковь должна сегодня отвечать на этот вызов соответствующим образом – готовить миссионеров, которые окажутся во всех отношениях – духовном, интеллектуальном, культурном – сильнее своих противников, будь то атеисты, агностики или сектанты, только тогда Церковь сможет оказаться во главе духовного возрождения российского общества.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов выступил на секции с докладом «О вызовах, стоявших перед православной миссией в дореволюционный период». Ведь зачастую представление о религиозной жизни в нашей стране в то время у многих идеализировано.
Да, действительно, согласно статистическим данным, процент православных верующих в Российской империи был довольно высоким.
Но при этом было и немало проблем, которые приходилось решать православным миссионерам.
Согласно материалам первой всеобщей переписи населения в 1897 году, численность православных верующих, включая старообрядцев, составляла 87,3 миллиона человек – то есть 65 процентов.
По той же переписи было в государстве из 126 миллионов населения было около 869 тысяч расколо-сектантов. Это официальная цифра, на самом же деле их было значительно больше. К примеру, хлысты советовали своим последователям скрывать свою принадлежность к ним, а они тогда по численности опережали другие секты.
Затем, на основе сопоставления статистических данных, докладчик проследил процесс возрастания индифферентного отношения к православию не только среди городской интеллигенции, но и среди неграмотного сельского населения.
И в 1916 году Синод в специальном определении признал, что началось массовое отпадение от веры.
Помимо этого православные миссионеры того времени столкнулись с невиданным ранее всплеском сектантской активности. Поскольку в 1905 году, как результат прошедших тогда в России революционных волнений, вышел именной указ императора Николая II Правительствующему сенату – «Об укреплении начал веротерпимости». В том же году был принят Манифест, провозглашающий такие политические права и свободы, как свобода совести, свобода слова и др.
И если ранее в Российской империи по закону не допускалось, к примеру, совращение православных в раскол и в сектантство, то теперь это никак государством не воспрещалось.
Алексей Викторович рассказал о том, как реагировала на происходящее Православная Церковь, как повлияли новые законы на деятельность православных миссионеров.
Ведь на волне «религиозных свобод» в начале ХХ века стали распространятся среди части творческой интеллигенции различные новомодные ложные религиозные воззрения, попытки осмысления христианства сквозь призму эзотерики или оккультизма.
Следующей напастью, бросавшей вызов Церкви, были фанатичные враги веры и империи – социализм и атеизм. Этим идеям были подвержены даже учащиеся и преподаватели семинарий и академий.
– Таким образом, к концу ХIХ – началу ХХ века полем деятельности внутренней миссии Российской Православной Церкви стало не только духовное просвещение среди нехристианских народов, сколько просвещение исконно православного населения Российской империи, а также борьба со старообрядчеством, социализмом и атеизмом, – подытожил докладчик.
После прослушивания докладов состоялось обсуждение, присутствующие на секции задавали вопросы, высказывали собственное мнение на эту актуальную проблему современности.
Марина Панфилова, фото автора