В рамках ежегодной региональной книжной выставки-ярмарки «Тула Православная» состоялась встреча со священником Павлом Островским – известным миссионером, блогером, проповедником, настоятелем Георгиевского храма в поселке Нахабино Московской области.

Изначально была заявлена тема встречи «Молодежь в Церкви», но отец Павел, приехавший в Тулу по приглашению миссионерского отдела Тульской епархии, беседовал о проблемах, а затем отвечал на вопросы людей разного возраста.

Встреча продолжалась почти два часа, собравшиеся слушали докладчика и общались с ним с большим интересом.

Отец Павел начал беседу с разговора о счастье – истинном, подлинном, секрет которого нам раскрывает Христос в Евангелии от Иоанна в 13-й главе: когда во время Тайной вечери Спаситель, перед тем как причастить Своих учеников, вымыл им ноги, объяснив затем, что именно и зачем Он сделал. А в конце Своего обращения к ученикам Он сказал: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».

То есть секрет счастья, по сути, в рабском служении другим людям, – пояснил отец Павел. –  Это в полной мере противоречит тому современному мировоззрению, которое бытует сейчас повсеместно в тех странах, куда проникла европейская культура.

Многие сочтут эти слова странными, потому что, по факту, если не вдумываться, то человек в этом случае себя теряет – в таком служении Господу, другим людям.

Христос же говорит: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Или: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

И нет серединного пути, потому что, если Христос – это Истина, то все, что против истины – ложь. Если Христос – это Правда, то все, что против Него – вражда. Если Христос – это Путь, то все, что не со Христом – тупик. Если Христос – это Свет, то все, что не со Христом – это тьма.

А мы все ищем нечто среднее, и из этого ничего не выходит: если ищешь безграничную любовь – не прочерчивай границ, а если веришь в безусловную любовь – не надо ставить условия.

Ведь нельзя сказать ближнему: «Моя любовь к тебе достигла предела», потому что как только любовь достигает границ, она начинает двигаться в обратную сторону – в сторону вражды. И ты либо любишь Господа и любишь ближних, либо – ты любишь себя…

Далее велась беседа о смертных грехах и самом тяжком из них – грехе высокомерия, осуждения, недаром же гордыню считают матерью всех пороков, поскольку в Писании сказано, что это есть проявление антихриста.

Отец Павел Островский ведет активную деятельность в социальных сетях, его прямые эфиры смотрят тысячи людей. В своих выступлениях он дает ответы на разные вопросы. Вот и на встречу в Атриум люди пришли, желая получить ответ на свои проблемы.

– В пятнадцать лет я снял свой нательный крест и стал увлекаться язычеством, родители не были против. А совсем недавно в моей жизни произошли определенные события, была тяжелая ситуация, я открыл Яндекс-книги – и мне попался Новый Завет. Начал читать – на душе стало легче.  Как мне искупить свою вину перед Господом за период вероотступничества?

– Что значит – искупить? Просто идите на исповедь и исповедуйтесь. У Вас – обычная история, ничего странного нет. Любой подросток в своей жизни проходит через различные стадии отрицания: мозг развивается и подвергает сомнению все, что говорят родители, окружающие.

Человек думает, сомневается, видит неприятные моменты – в том числе и в Церкви, и начинает их отторгать – вместе с Церковью. А потом он возвращается – и к родителям, и в храм, это обычный духовный рост.

Слава Богу, что Вы прочти Новый Завет, ходите на исповедь, ведите осмысленную христианскую жизнь, беседуйте со священником.

– Мой десятилетний сын Макар спрашивает: зачем Бог создал человека? И каким был бы мир без людей?

– Апостол Павел сказал, что мир стенает из-за нас: животные страдают, природа, экология ухудшается. И мы сами друг от друга страдаем. Животные могут убивать, но к ним не применимы понятия добра и зла, у них есть лишь инстинкты.

А мы творим зло, тем самым отрицая свое божественное предназначение. Если человек ведет святую жизнь, это – лучшее, что может быть на планете Земля, а если не ведет – это самое худшее, что может быть на планете.

Иконой, символом человеческого зла является большое мусорное пятно: огромная свалка пластика размером с континент, плавающая в Тихом океане. И рядом, не так далеко – малое мусорное пятно, размером с три Франции.

А для чего Господь Бог создал человека? Для любви, вся жизнь человека – в служении: служить Богу, людям, планете. Но есть крест Христов, и Он говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

-Господь любит нас, как своих детей. А как мне понять, что я точно люблю Бога? Порой я думаю, что боюсь Его. Вот представила: на том свете я увижу своего родного отца, и мне кажется, я захочу быть там с ним – где бы он ни находился. А ведь надо хотеть быть с Богом. Получается, моя любовь к папе даже сильнее, чем к Нему, и мне страшно от этого.

– Тут надо все разложить по полочкам. Страх может быть вызван различными словами людей, установками из детства: «Вот Господь тебя накажет!» «Не будешь старших слушаться – в ад попадешь!»

Чтобы любить Бога – люби ближних, с которыми соприкасаешься, будь ко всем снисходительна, никого не осуждай, это и будет любовь к Нему.

Апостол Павел сказал: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Это – об иконе Святой Троицы: преподобный Андрей Рублев изобразил трех странников за столом, тех, у кого нет крова над головой, которых Авраам пригласил за стол. И вы не пропускайте таких людей, помогите, подайте: этим вы Господу угодите, проявите свою любовь к Нему.

Я выросла в православной семье, но когда думаю, что наша жизнь – вечная, на меня нападает такой ужас, что все эти муки, испытания никогда не закончатся! И были случаи, когда была буквально на грани жизни и смерти, что абсолютно не пугало. Как соединить православие и – мое абсолютное нежелание жить вечно?

-Вы путаете вечную жизнь с вечной мукой, что не одно и то же. Во-первых, не нужно путать вечность и бесконечность. Вечность – это антоним времени, поэтому, когда вы размышляете про вечную жизнь, у вас появляются временные понятия – долго тянется.

Это время здесь тянется, а мы вообще не знаем, как там будет, в вечной жизни, потому, что там нет времени, там нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее.

И мы не понимаем, как это будет – кроме одного небольшого примера: если человеку нравится какое-то занятие, то время пролетает быстро, оно словно исчезает, и это – вечная жизнь. А если приходится терпеть что-то неприятное – вечная мука.

Это вопрос любви. Апостол Павел учит, что единственное, что будет в вечной жизни, — это любовь, и там, где любовь, нет времени.

– В Библии есть упоминание о сатане, но он там упоминается моментами, метафорически. А почему там нет никакой информации о нем? И можно ли в таком случае считать, что его вовсе не существует?

– Он есть, и упоминается вполне конкретно: как искуситель Христа в пустыне. В книге Иова описан диалог между Богом и сатаной. А если знать, что означает его имя, можно разглядеть его действия внутри себя, каждый знает его нашептывания: «сатана» переводится как «клеветник».

Дьявол лжесвидетельствует беспрерывно, он постоянно возводит клевету на Бога – в нашей голове. Помимо этого он возводит ложь и на окружающих нас людей. И, в-третьих, дьявол возводит ложь на нас самих. И если бы мы понимали все это, то были бы гораздо более серьезными, а мы легкомысленно относимся ко многим вещам, происходящим вокруг.

Надо помнить, что у дьявола есть два оружия – ложь и страх, и они работают только по одной причине: мы сами в это верим.

А человек, который живет с Господом, живет в истине – во Христе. «Уже не я живу, но живет во мне Христос», – говорит апостол Павел.

Иерею Павлу Островскому были заданы вопросы: «Как решать споры с мужем относительно воспитания детей?», «Как в добрачных отношениях помочь друг другу в борьбе со страстью и не потерять при этом теплоту общения?» и другие.

В заключение его спросили:

– Как миссионер может свидетельствовать о Христе, не имея личной встречи с Ним. Был ли у вас опыт такой встречи?

– Странно описывать встречи со Христом, понимая, что Бог – неописуем.

Если посмотреть на опыт миссионеров прошлого, то это были люди с большими страданиями и скорбями.

Апостол Павел не сказал, что проповедует Христа Воскресшего, но сказал, что проповедует Христа Распятого – и это главное. И мы сами должны пройти через Голгофу, помните, как пел Бутусов: «Видишь, там на горе возвышается крест? Повиси-ка на нем…» Прекрасные слова! Хочешь миссионерствовать – иди на крест, то есть миссионерство начинается с личного примера христианской жизни, когда человек учится молиться, поститься, любит Священное Писание. Это очень заметно даже по молодым миссионерам, насколько они его любят или – не любят: цитируют ли они Писание.

Примеры подлинного служения, миссионерства – это и апостол Павел, и святитель Николай Японский – основатель Православной Церкви в Японии. У него в дневнике записана прекрасная фраза: «Сначала полюби человека, потом дождись, когда он полюбит тебя, и только потом расскажи ему о Христе».

И если вспомнить начало нашей встречи, разговор про мытье ног, служение людям, то это – про миссионерство, именно таким оно и должно быть.

Марина Панфилова, фото Алексея Ярасова