В рамках областных Рождественских чтений 2013 года в миссионерском отделе Тульской епархии прошла секция «Формы православной миссии в современном обществе».
Председатель отдела иерей Павел Картушин выступил с докладом «Современная православная миссия».
– Целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия: обожение всего творения. В более узком понимании, миссия, как деятельность по распространению православной веры, воцерковление людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин до края земли. И достижение поставленных целей в православной миссии требует решения следующих задач: несение Слова Божия людям, которые еще не слышали православного свидетельства, пробуждение в сердцах просвещаемых веры в Евангелие и желание спасения во Христе, просвещение побуждений всех крещеных, оставшихся вне благодатной таинственной жизни Церкви. И, конечно же, людей к духовному деланию, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом и активной христианской позиции. Использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях. Освящение тех национальных черт, которые позволяют народам при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации внести свой уникальный труд и вклад в молитвенное прославление Бога, пребывает при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви. Проповедь Евангелия, совершение миссионерского богослужения на национальных и искусственно разработанных, например для глухонемых, языках, разъяснение значения таинства, подготовка клира и миссионеров из местного населения, формирование условий для активного участия новообращенных в жизни прихода для их воцерковления. В условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа с давними, хотя и ослабленными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание. Православная миссия является способом пробуждения веры и в душах христиан, которые только формально или неосмысленно воспринимают свою духовную жизнь и свое место в евхаристической общине. И в этом процессе особую роль играет таинство Евхаристии, в котором люди получают духовную пищу, таинственно приобщаются к жизни во Христе. И воплощение в жизнь изложенных миссионерских целей и задач возможно только когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность. В настоящее время можно выделить пять основных форм миссионерской деятельности. Первая форма – воспитательная миссия воцерковления: это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного учения о христианской вере. Цель такой миссии: включение предоглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, конечно же, помощь формирования православного содержания и стиля их жизни. Огромную роль в воспитательной миссии приобретает форма православного служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской любви… Следующая основная форма миссионерской деятельности – апологетическая миссия:свидетельство истины православия в сравнении с еретическими, сектантскими и иными не православными учениями. Она направлена на противостояние деятельности не православных миссионерских объединений и отдельных евангелизаторов. Для результативной работы рекомендуется создавать на епархиальном уровне структуру, которая изучала бы характер и методы различных религиозных объединений, которые действуют на территории конкретной епархии, выявляла бы степень их духовной и, по возможности, социальной опасности, а также своевременно, открыто, квалифицированно и объективно информировала общественность. Еще необходимо активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов. Необходимо также организовать реабилитационную деятельность миссионерских учреждений… Третья форма – информационная миссия: православное свидетельство самим широким слоям населения, которые узнают обо всем через средства массовой информации, а также через приходские библиотеки, издания специальной миссионерской литературы… Следующая форма – внешняя миссия: православное свидетельство среди народов, неимеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. Благодаря ей, всегда возникали поместные церкви, к этой форме деятельности можно отнести миссионерскую работу среди мигрантов. Многие переселенцы привносят на новое место свою культуру, традиции, что может привести к социальным конфликтам. И необходимо организовывать специальные духовно-просветительские центры, которые в своих программах учитывали бы этнокультурные и этнорелигиозные особенности переселенцев. Характер такой работы можно определить как миссию диалога, которая в условиях национальных конфликтов становится духовной обязанностью православных христиан, которые должны избегать всякого участия в экстремистских действиях. Для миссии диалога, основывающейся на христианской открытости, социальной отзывчивости, важно личное свидетельство каждого христианина о Боге в повседневной жизни… И пятая форма – миссия примирения. В современном мире, в котором глобализованные процессы, социальное расслоение, активная массовая миграция людей сопровождается нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможностей примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии. Миссия примирения должна помогать людям осознавать возможность и необходимость созидания мира на различный уровнях личного, социального и общественного бытия. В соответствии с апостольским призывом «…старайтесь иметь мир со всеми и в святости, без которой никто не увидит и Господа». Православные христиане по своей вере, традициям и обычаям терпимы в бытовой и социальной сферах к иным культурам и религиозным убеждениям. С докладом выступил клирик Свято-Вознесенского храма отец Александр Соколов: – Сегодня Русская Православная Церковь столкнулась с угрозой национал-язычества. Как же она реагирует на вызовы, бросаемые ей современным миром? Возникает и еще один вопрос: а зачем все это нужно Церкви, ведь неоязычество – это маргинальная группа людей, которая находится далеко на периферии религиозной жизни. Да и численность последователей современных ветхих богов в России невелика – около 25 тысяч человек. А, может быть, они вообще не представляют никакой угрозы? Современные ученые и религиоведы предупреждают: вместо прежнего объединения интернационалистов всех стран сегодня существует всемирное объединение националистов на общей для всех почве древнего ведического знания. И не важно, в чем оно проявляется – в друидизме, шаманстве, в почитании махатм и Шамбалы, в поклонении богини смерти Кали, Перуну, космическому разуму, а то и в открытом сатанизме. Главное – это древнее оккультное знание и неизбежно вытекающее из него отвержение христианской традиции в их терминологии – жидомассонохристианства, составляет некую основу, утвердившись на которой, новые властители умов обнаруживают свое родство. Судя по всему, это объединение может оказаться куда прочнее первого, и новая грозная сила, наступающая на христианство, может добиться гораздо больших успехов. И вряд ли случайно подавляющее большинство глав новых сект либо ставят себя на место Христа, либо открыто провозглашают себя антихристом. Мы не знаем, станет ли новый, столь ценимый национал-язычниками мировой порядок, царством антихриста, или только подготовит почву к его приходу. Современные неоязычники идеально вписываются в этот процесс. Да, сейчас они малочисленны и разрозненны, но деятельность их весьма неплохо финансируется из единого центра. В чем еще опасность неопоганизма в нашей стране, которая пережила достаточно болезненный период распада СССР и становление новой России, так это в том, что неоязычников идет апелляция к нынешнему национальному унижению, к славному прошлому нации – вот к каким стихиям обращаются лукавые жрецы нового культа. Неизбывный потенциал веры в вождей, в богов, в прошлое нации – вот что важно для такого подхода. Опасность заключается еще и в том, что неоязычники, как и все секты, проповедуют оккультизм и магию, а магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира. «Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом, не они владели оккультными силами, но оккультные силы владели ими,» – писал Николай Александрович Бердяев. А магия и оккультизм ведут к общению с нечистыми духами, чем больше людей теми или иными способами используют магию, тем больше сил бесовских господствует в мире. Распространение неоязычества приводит к иному пониманию времени: драгоценность и дар Божий, который получил человек для своего спасения, расходуется и используется впустую. И это неудивительно: язычники считают, что Космос неизменен, непроходящ, божественен. Они были уверены в возвращении и повторении временных циклов – такая история больше смахивает на астрологию. Блаженный Августин писал об этом космическом рабстве: «Последуем Христу, прямому пути, и отвратимся от суетного круговорота нечестивцев…» Далее в докладе говорилось об опасности увлечения магией, оккультизмом: такие люди становятся одержимыми теми идеями, которые подсказывают им духи. Встретиться с потусторонним миром несложно: он тут же распахнется навстречу ищущему, но главное, кого этот человек встретит там и каков будет финал такой встречи? Отец Александр в своем докладе рассказал об истории неоязычества, которое зародилось на рубеже XIX – ХХ веков в Германии, имело отношение к масонам и к политике. «Вот, что я обнаружил в архивах: список структур, входивших в «Германен-орган», датированный 1921 годом, – писал Юрий Воробьевский. – Есть там и национал-социалистическая партия Германии, о которой через несколько лет узнал весь мир…» И это было во все времена: за деятельностью сект всегда стояли политические интересы страны-противника, а члены сект – своеобразные диверсанты, внедряемые в государство с целью его разрушения. Нечто подобное происходит сейчас в России, где неоязычники создали концептуальную партию «Единение», о которой пока мало что слышно, но прецедент уже создан. Но не надо забывать недавний опыт Германии, ее горький урок: всякое национальное развитие, не обладающее истинной полнотой православной духовности, обречено на самоубийство. А если не обращать на неоязычество внимания, закрыть глаза, то может повториться трагедия Германии, случившаяся в середине ХХ века. Сегодня неоязыческие секты создаются в США, где количество сектантов исчисляется миллионами, и недооценивать эту опасность нельзя. Как всегда, сектанты не открывают свое истинное лицо, называются то староверами, то православными, то даже ведическими православными, что есть нонсенс и ересь невероятная. А поскольку большинство населения нашей страны не разбирается в этих тонкостях, слово «православие» для них является ключевым, и нетвердые в вере люди оказываются вовлеченными в религиозное объединение, финансируемое из-за океана и вредящее и России, и Русской Православной Церкви. Конечно, Русская Православная Церковь не остается в стороне, ведет постоянную борьбу с язычеством по разным направлениям. Для удобства их можно разделить на группы – информационная, апологетическая, воспитательная, внешняя, которые подразумевают познание учения Христа, разоблачение деятельности сект, воспитание населения в духе православного учения, и работа в этих направлениях идет как на общецерковном уровне, так и на епархиальных. Помогают этой работе СМИ – есть статьи в газетах и журналах, публикуется православная публицистика, в интернете много материалов с критикой в адрес неоязычества. Проводятся различные конференции, в том числе с привлечением светских ученых, которые помогают разоблачить учение неоязычников, важное место занимают проповеди священников в храмах, размещение статей в местных церковных газетах. И конечно, для успешной победы над врагом необходимо располагать точными сведениями о средствах и методах его борьбы, чтобы разоблачить духовное зло и бороться с ним, важно хорошо знать его приемы: большинство этих религиозных групп ядовиты, а многие безнравственны и криминальны. – Но, ведя борьбу, отстаивая православие, человек должен использовать только оружие Истины, – отметил отец Александр. – Апостол Павел по этому поводу пишет: «Братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом сил Его, облекитесь в оружие Божие, чтобы вам должно было стать против козней дьявольских. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против миродержителей тьмы века сего. Для сего примите все оружие Божие, чтобы вы могли противиться в день зол и, все преодолев, устоять. Так станьте, перепоясавши чресла ваши Истиною, и облекшись в броню брани, и обув ноги в готовность благовествовать миру, а паче всего – возьмите щит Веры, и шлем Спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие…» Но, ведя апологетическую деятельность, надо понимать, что православие духовно борется не с сектантами, то есть не с людьми, а с деструктивными культами, сектами. Секретарь миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал о просветительских программах, созданных для работы со школьниками разного возраста. Педагог миссионерского отдела Татьяна Климова выступила с сообщением «Православная миссия в молодежной среде», дополнив доклад отца Александра интересными фактами. Пресс-служба Миссионерского отдела |