В 2014 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 июня международным днем йоги, которая сегодня в моде и считается чуть ли не панацеей. Так ли это на самом деле? И допустимы ли эти, прежде всего, духовные практики, для православных христиан?

Об этом наш сегодняшний разговор с заместителем руководителя миссионерского отдела Алексеем Ярасовым.

– Йогу – разумеется, в адаптированном и упрощенном виде – сегодня практикуют во многих странах Европы, Америки, появилось много йога-центров и в нашей стране, – отметил Алексей Викторович. – В мае 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на студенческом фестивале «Вера и дело», так ответил на вопрос об этом направлении: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать им точную характеристику, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует».

Но Его Святейшество напомнил и о первой, главной составляющей, отметив, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на вполне определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Патриарх Кирилл. И подчеркнул, в частности, что «при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность» и предостерег от экспериментов с медитацией.

А Предстоятель другой Поместной Православной Церкви – Архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос) в своей статье «Йога» написал:

«Эти упражнения входят в структуру индуизма и являются этапами более широкого и общего духовного восхождения. Их конечная цель – нечто большее, чем просто хорошее физическое самочувствие.

Ведь и коленопреклонения нашей молитвенной традиции не являются простыми телодвижениями, а связаны с более глубокими процессами, выражают определенный настрой и состояние души, стремящейся к высоким целям».

Перечислив восемь ступеней-этапов традиционного пути йоги, направленного к последней цели – «освобождению», владыка Анастасий отмечает, что «хотя на первых этапах сохраняются некоторые элементы сознания, на последнем йог приходит к преодолению даже самосознания.

И тогда он уже не воспринимает цвета, запахи, звуки, чувства, не осознает себя.

Эта техника направлена на связь с Абсолютом. Для нее центральные истины учения о Христе Спасителе, благодати, бескорыстной любви, Животворящем Кресте не имеют никакого значения».

Отмечать этот день ежегодно предложил премьер-министр Индии Нарендра Моди в своем обращении к ООН отметил: «Йога… воплощает в себе единство души и тела. Речь идет не о физических упражнениях, а об обретении чувства единства со всем миром и природой. Если мы поменяем наш образ жизни и создадим новый образ сознания – это поможет всеобщему благополучию».

Из этих слов видно, что йога – не просто модная гимнастика, а нечто большее, она включает в себя духовные практики, медитацию.

Интернет сегодня полон объявлений о праздновании дня йоги, широко рекламируются мероприятия, перечисляются традиции.

К примеру, такая: «В столице России день йоги принято начинать с известной и всеми любимой практики – сурьи намаскар, когда все участники одновременно совершают 108 кругов поклонения Солнцу». Что это, если не обычное язычество?

Сегодня многие центры в мире, в России и в том числе – в Туле, где практикуется йога, скрывают ее религиозное происхождение и корни, тем самым вводя в заблуждение людей, решивших практиковать «модное направление».

Но тогда почему в этих центрах имеются алтари, посвященные неведомым нам индийским богам? В одном из мест для занятий йогой в нашем городе посетителей встречает фотопортрет индийского гуру и его супруги, сидящих на резном деревянном троне над алтарём с курящимися благовониями. В самом низу, у подножия трона, расположены маленькие иконки Спасителя и Богородицы. В такой обстановке они выглядят неуместно и даже кощунственно. И это – не единственная попытка владельцев йога-центров показать, что индийское учение подходит и для православных верующих.

– Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, одной из которых является чрезмерный акцент на себе, рассказал заместитель руководителя Тульского миссионерского отдела. – Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем – падение человека, его отклонение от Бога, разрыв общения с Господом, который заканчивается грехом и смертью.

Индийские учителя йоги утверждают, что, прежде всего, она направляет на путь, конечной духовной целью которого является состояние постоянного блаженства, или самадхи – ничего себе, «физкультура»! Также поощряется пение мантр как средство успокоения, устранения тревоги. Христиане не нуждаются в таких мантрах.

Главная причина, по которой православные люди не могут заниматься йогой в полном смысле этого слова, заключается в том, что это противоречит первой и второй Заповедям Божиим. Согласно этим Заповедям, христиане не должны поклоняться никаким другим богам, кроме Истинного Бога. Занимаясь йогой, медитацией и другими подобными практиками, человек начинает поклоняться иным божествам, что идёт вразрез с христианским вероучением.

Пока одни учителя йоги продвигают ее, как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это – универсальный ответ на основные жизненные вопросы, панацея при различных заболеваниях.

– О мифах, что индийские йоги живут долго, мы уже говорили, но можно и напомнить, – сказал Алексей Ярасов. – В 80-х годах прошлого века всеобщая диспансеризация, которая проводилась в Индии, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычные жители в той стране.

К тому же, йоги страдают массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, заболеваниями верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта – потому что каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости.

Страдают они и вывихами суставов, артритами и артрозами – из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах.

Кстати, о вывихах конечностей: в 2012 году тридцатилетний американский журналист Уильям Броуд повредил позвонок и некоторое время пытался восстановить подвижность с помощью йоги, но не достиг успеха.

Броуд обратился к гуру йоги Гленну Блэку, мнение которого было однозначным: йога подходит исключительно здоровым людям в отличной физической форме. За годы своей карьеры, отметил Блэк, он видел, как сотни новичков и профессионалов калечили свои тела.

Его мнение: практики йоги разрабатывались в Индии, где сидеть со скрещенными ногами людей учат с раннего детства. А статистический горожанин после 8 часов в офисе при попытке время от времени овладеть «позой лотоса» рискует вывихнуть тазобедренные суставы.

Тем более, что, как констатировал Блэк, популярность методики добавила проблем врачам. Например, в США число занимающихся йогой выросло с 4 миллионов в 2001году до 20 миллионов в 2011-м. Увеличилось и число малограмотных инструкторов, которые не видят особенностей клиента – многие врачи именно в этом видят основную причину травм.

В попытке овладеть базовыми асанами, такими, как «поза собаки мордой вниз», отметил Гленн Блэк, адепты повреждают ахилловы сухожилия.

Инструктор наблюдал и травмы тазобедренных суставов, когда речь шла об эндопротезировании.

Эти заявления подтверждают и многочисленные публикации. Первые наблюдения врачей появились еще в конце ХХ века в таких СМИ, как «Неврология» (Великобритания), Британский медицинский журнал, журнал Американской медицинской ассоциации. Медики фиксировали ряд случаев – от легких повреждений до инвалидности. Ими был даже введен специальный термин: «йоговский отказ ног» (yogafootdrop).

По данным опроса, проведенного в 2012 году в Австралии среди людей, занимающихся йогой, каждый 5-й респондент получал ту или иную травму за последний год. Чаще всего неудачи случались при попытке согнуться пополам, сесть в позу лотоса или сделать стойку на голове, при которой повреждаются тонкие кровеносные сосуды головного мозга – а появляющееся в результате оцепенение воспринимается дилетантами как состояние просветления.

В большинстве случаев во всем мире и в России понятие «уровня профессионализма инструктора» весьма условно: при желании любой может получить «образование» за пару недель на каком-нибудь выездном семинаре. По завершении выдается сертификат – и все, можно работать в любом йога-центре.

Между тем, такой инструктор должен иметь не только сертификат направления, которое он практикует, но и (желательно) медицинское образование, диплом об окончании спортивного вуза или техникума.

В России инструкторов йоги не готовят ни в одном высшем учебном заведении, то есть – те, что практикуют, обучаются друг у друга «чему-нибудь и как-нибудь». А их ученики, готовые платить немалые деньги своим тренерам-наставникам, не удосуживаются даже предварительно пройти медосмотр, чтобы выяснить – позволяет ли им занятия йогой состояние собственного здоровья.

– И тут возникает логический вопрос: почему люди не хотят посещать многочисленные фитнес-центры или центры реабилитации, которые сегодня есть во всем регионах, где работают квалифицированные специалисты, медики, проводятся обследования организма на современной аппаратуре? – отметил Алексей Викторович. – Почему доверие к дилетантам, внедряющим в нашу жизнь «модные занятия» выше, чем к профессионалам, готовым реально помочь?

Митрополит Иерофей (Влахос) записал разговор с одним из афонских старцев, который кратко обозначил основные отличия православной Иисусовой молитвы от духовных практик йоги и медитации.

Там, в частности, есть такие слова:

«В молитве мы (православные) стремимся встретиться не с безликим богом, мы не ставим цель подняться до «абсолютного ничто». Наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе, любя и храня Его заповеди, мы соединяемся с Пресвятой Троицей. Но это единение не устраняет человеческого фактора. Мы не ассимилируемся, поскольку каждый из нас – особая личность…

В нас нет безразличия к окружающему миру – мы непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение – это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми, не можем спасться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для всего мира, не является действительной радостью.

Мы стремимся не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной Благодати».

А в завершение беседы Алексей Ярасов напомнил:

– В нашей стране ежегодно ночь с 21 на 22 июня в память о начале Великой Отечественной войны, проводится Всероссийская мемориальная акция Свеча Памяти: наши соотечественники-современники, чтят память о героях-предках, о тех, кто отдал свои жизни за Отечество. Мы сохраним эту память в своих детях, внуках, и в этой молитве мы будем едины – со всем народом, с Господом нашим Спасителем.

Марина Панфилова, фото из архива миссионерского отдела