В стенах УФСИН Российской Федерации по Тульской области состоялась встреча сотрудников управления с Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподавателем Тульской духовной семинарии и литератором.

Беседа была организована и проведена при непосредственном участии иерея Серафима Горюнова, помощника начальника УФСИН по Тульской области по взаимодействию с верующими.

«Это уже не первая наша встреча с Олегом Михайловичем Сениным. Как вы уже убедились, общение с ним насыщает новыми знаниями из мира литературы и литературы, воодушевляет и напоминает нам о важных вопросах нашей жизни,- произнес батюшка.- Сегодняшняя беседа связана с днем Православной книги, который празднуется 14 марта в память о первой датированной печатной книге, появившейся на Руси в этот день в 1564 году. Праздник этот относительно новый, однако обращен к вечным, не проходящим ценностям, заключенным  в книге, в литературе. Принимая во внимание значение праздника, который призван напомнить о значении книги, прежде всего духовно-нравственном, о важности чтения, отмечается он не один день, а в течение всего марта и апреля».

Олег Сенин в свою очередь пояснил, что просветительская беседа посвящена жизни и творчеству Василия Жуковского (1783-1852 гг.)  – земляку и выдающемуся поэту, знать и помнить о котором тулякам особенно важно.

 «Василий Андреевич – человек удивительной судьбы, необычайного таланта, полученного свыше, но прежде всего – духовно проникновенная личность, – пояснил далее выступающий. – Будучи незаконнорождённым сыном помещика Афанасия Бунина и плененной турчанки Сальхи, он не имел надежды получить достойное место в жизни. Но уже по истечении десятилетий, осознавая, что Господь ведет его и содействует, Жуковский пришел к главному –  к пониманию, что Промысл Божий сопутствует тому, кто имеет хоть крохотку веры в Бога».

Чтобы  слушатели смогли в полной мере понять тонкую, меланхоличную  и мечтательную натуру, а, следовательно, и творчество Жуковского, Олег Михайлович рассказал о природных качествах поэтах и условиях, сформировавших его. Это и особая атмосфера помещичьей среды, и женское общество, которым он был окружен в пору детства и юношества, последовавшие затем годы обучения в благородном пансионе. Значительное внимание было уделено историческому контексту и литературным настроениям эпохи, в которую происходило становление Жуковского-поэта.

Изначально выступающий сделал акцент на том, что Василию Андреевичу были чужды тревожные сомнения и мучительные поиски истины. В основе его миропонимания и миросозерцания как художника лежала вера, которая с годами совершенствовалась и укреплялась. В русской литературе едва ли можно найти подобный пример, когда христианин так ярко проявляется в поэте. Жуковского как личность отличала готовность со смирением принимать и переносить все, подчиняясь Божьей воле.  Василию Андреевичу была присуща деятельная любовь к ближнему, особенно к собратьям по творчеству, за которую  позднее был назван ангелом-хранителем русской литературы.

Олег Михайлович также затронул общественные и политические взгляды Жуковского, основанных на религиозных убеждениях. Хотя к их пониманию он пришел далеко не сразу, пройдя, как и многие представители высшего сословия в то время, через увлечение идеями просвещенного абсолютизма. Однако ряд значительных исторических событий – Отечественная война 1812 года, победа Российского войска над Наполеоном, произошедшая во Франции революция – утвердили поэта в мысли, что у России должен быть собственный путь развития, а настоящее ее спасение заключается в самодержавии и в вере в Господа, впрочем, как и для иных держав. Потому-то Жуковский осудил восстание декабристов и неоднократно выражал глубокое негодование по поводу европейских революционеров.

Наиболее  подробно остановился гость на периоде жизни Жуковского, связанного с императорской семьей. Оказавшись при дворе в 1816 году в качестве чтеца для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, в 1826 году он становится наставником старшего сына императора Николая I, наследника престола Александра Николаевича. Нужно отметить, что в царской семье к вопросам образования и воспитания наследников подходили с особой требовательностью. И вполне объяснимо, что столь ответственную миссию доверили Жуковскому – талантливому поэту, образованнейшему человеку своего времени. Василий Андреевич отнесся к своему новому назначению со всей серьезностью, сам разработал двенадцатилетний «План учения», в который вошли не только разнообразные предметы, но и занятия несколькими видами спорта, чтобы цесаревич развивался всесторонне и гармонично.

«При этом Жуковский главную свою задачу видел не только в том, чтобы обеспечить своему воспитаннику блестящее образование, воспитать его сильной личностью, способной управлять огромной Российской Империей, но и развить в нем высокие нравственные чувства. Поэтому наследник престола и его три товарища из родовитых дворянских семей, прежде всего, наставлялись в православной вере и в том, что мы называем отзывчивостью и состраданием, – подчеркнул гость.- И, как показало время, Жуковский справился с возложенной на него миссией. Воспитанный им император Александр II вошел в историю Отечества как творец «великих реформ» и освободитель крестьян от крепостной зависимости».

Подводя итог встречи, Олег Сенин отметил, что Жуковский оставил после себя не только обширное поэтическое наследие, но и богатейшее наследие духовно-литературное и педагогическое, к сожалению, малоизвестное. «И самое главное, как следует из воспоминаний православного священника, который духовно окормлял Жуковского и его семью в немецком Баден-Бадене, где прошли последние годы его жизни, умирал поэт истинным христианином, до самого смертного часа сохранившим светлость души», – произнес гость.

Краткое, но насыщенное общение отца Серафима и Олега Михайловича, закончилось по доброму правилу раздачей всем желающим Четвероевангелия и книг духовного содержания.

Марина Полянская, фото автора