В период пандемии повсеместно активизировались псевдоправославные деятели, объединения и секты – как в социальных сетях, так и в реальной жизни. Причем, их действия порой бывают даже провокационными.
Об этом – наша беседа с заместителем руководителя миссионерского отдела Алексеем Ярасовым, который начал разговор с примера:
– В Туле некая активистка надевает черную футболку, на спине которой пропечатан призыв отказываться от вакцинации, а над этой надписью – православный крест. И в таком одеянии она приходит на службы в различные храмы, становится как можно ближе к алтарю, священнику эти воззвания не видны, а прихожане вынуждены на них «любоваться».
А сторонники царебожия в период пандемии пытаются распространять свои лжеучения, подкидывая различные листовки. Вот одна из них – с молитвами о спасении России и рода, ее из пункта буккросинга принес наш волонтер. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Молитвами Пречистыя Твоея Матери…» – так благолепно начинается текст первой молитвы из листовки. Но когда далее читаешь: «…и святаго великомученика и ИСКУПИТЕЛЯ царя Николая…», понимаешь, что составлена она последователями так называемой ереси царебожия.
– Алексей Викторович, объясните, что это означает?
– Царебожники считают официально канонизированного Церковью страстотерпца императора Николая II «искупителем греха русского народа против царской власти». Они верят, что Господь искупил всех людей, а царь Николай II – отдельно Россию и русский народ.
В Священном Писании сказано: «…Един Бог, Един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, предавший себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 5).
И объявление святого царя Николая «искупителем» является фактически хулой на Господа нашего Иисуса Христа – единственного Искупителя рода человеческого, в том числе – русского народа».
Тут, по наблюдению священника Даниила Сысоева, «перед нами новое богословие, измышленное еретиками. Это кощунственное учение в корне противоречит Новому Завету и учению Вселенской Церкви, на V Вселенском соборе осудившей ересь Оригена, говорившего о возможности повторного Искупления».
Хочу подчеркнуть: критики царебожия не умаляют роль царя Николая как христианина и страстотерпца. Говорится лишь о полной неправомерности взгляда на него, как на «искупителя».
– И у такого движения находятся последователи?
– Среди царебожников немало людей, недавно обратившихся к православной вере, духовно незрелых, для которых соблазнительной выглядит идея «всенародного покаяния» и последующего восстановления самодержавия, после чего жизнь в России сама собой наладится.
Это типичная для сектантства подмена понятий: отказ от внутренней духовной работы и замена ее внешним действием – всенародным (а не личным) покаянием, ожиданием некоего лидера, который, как по волшебству, все вокруг преобразит.
С конца 1990-х годов ежегодно в дни памяти «царя-мученика Николая», в селе Тайнинском Московской области у памятника Николаю II работы скульптора Вячеслава Клыкова, совершается особый «чин покаяния в грехах русского народа». Само место считается особо подходящим для последователей этого культа: через этот населенный пункт в 1613 году проезжал в Москву Михаил Романов, здесь же, якобы, располагался путевой дворец.
Все это, по мнению организаторов, придает совершенно уникальный, сакральный смысл этому месту – как месту нарушения клятвы 1613-го года, и поэтому «чин» проводится именно там. Вот и съезжаются десятки людей, несмотря на погоду, слякоть, падают на колени перед памятником…
– Но ведь это же делается без благословения священноначалия?
– Проведение «чина покаяния» или «мытищенского чина» было осуждено священноначалием Русской Православной Церкви в лице Патриарха Алексия II еще в 2007 году. Он отметил, что все присутствующие там действуют без благословения и даже вопреки воле священноначалия Русской Православной Церкви, и указал на «несомненную душевредность «чина».
По словам Патриарха Алексия II, «искупительный подвиг один – Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно».
Об этом же говорит сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«В связи с канонизацией царственных страстотерпцев и новомучеников российских во многих храмах появились службы и акафисты им, составленные за рубежом, и носящие чаще всего политико-полемический характер. Не всегда в них с достаточной любовью, по-христиански раскрыт подвиг мужества и стойкости несения страданий за веру Христову.
Например, появился «Царский сборник», в котором опубликованы службы и акафист царственным мученикам.
Нами было принято решение, что служба царственным страстотерпцам будет подготовлена, издана и апробирована Священным Синодом.
На издание данного сборника никто не испрашивал благословения, он содержит еретические нормы, ибо император Николай II ставится на один уровень со Христом Спасителем. Искупительный подвиг императора приравнивается к Искупительному Подвигу Христа. Это – ересь. И если эта ересь будет распространяться в каком-либо из храмов или употребляться за богослужением, мы привлечем настоятелей к ответственности за распространение еретических мыслей».
Тем не менее, каждый год к памятнику в Тайницком приезжают люди, а листовки с призывом ко всеобщему покаянию продолжают печатать и разбрасывать: для них Церковь – не указ.
Закончить нашу беседу хочется словами из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Обращение к каждому человеку с призывом к покаянию есть наиважнейшая миссия Церкви, от которой она никогда не отступит. Но призывы ко всеобщему покаянию за то, чего не совершало нынешнее поколение, – есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что он простил наш народ».
Беседовала Марина Панфилова, фото автора