В рамках ХIII Областных Рождественских образовательных чтений на секционное заседание Благотворительного отдела – “Актуальные вопросы участия молодежи в социальном служении на приходе” собрались представители духовенства и мирян действующих в Тульской епархии социальных групп и сестричеств, являющихся форпостом в делах милосердия и благотворительности. Символично, что встреча единомышленников состоялась в Преображенском соборе г. Тулы, ставшем настоящим домом для юношей и девушек – участников Молодежного добровольческого центра.
По окончании соборной молитвы к собравшимся обратился председатель Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению протоиерей Сергий Резухин: “Дорогие отцы, братья и сестры! Перед началом нашей встречи, происходящей по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, позвольте поздравить всех с праздником в честь иконы Божией Матери “Знамение”, раскрывающей тайну нашего Спасения, тайну Рождества Христова; знамения того, что “С нами Бог”. Этот праздник показывает, что Матерь Божия хранит нас, когда мы ищем приобщения к тайне, явленной Ее иконой, когда мы стараемся идти к Богу и жить по-христиански. Милосердное служение любви есть христианское делание, к которому призван каждый из нас. Сегодня нам предстоит выслушать интересные сообщения, обменяться мнениями и просто по-дружески пообщаться”.
Затем отец Сергий ознакомил участников секции с итогами VIII Общецерковного съезда по социальному служению Русской Православной Церкви, проходившего 17-19 октября 2018 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Москве. В частности, обращаясь к священникам, Патриарх Кирилл подчеркнул: “Несмотря на имеющуюся нагрузку, нужно помнить, что служение в больницах, помощь нуждающимся – это служение Богу, это неотъемлемая часть нашей пастырской деятельности и нашей христианской жизни, ведь в каждом нуждающемся Христос призывал видеть Самого Себя (Мф. 25:40). Священник не должен думать, что, совершив Литургию, он может быть свободен от всех других пастырских обязательств. Литургия – это наше общее дело, которое продолжается, в том числе, в больницах, в хосписах, в интернатах, в богадельнях, в приютах – там, где не хватает любви, где есть человеческое горе и нужда”.
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убежденность в необходимости повышения качества социальной работы, осуществляемой в Церкви: “Важно, чтобы сестры милосердия обязательно проходили профессиональное обучение, умели ухаживать за больными, были знакомы с современными методами работы с больными людьми, с оказанием паллиативной помощи, с современными технологиями в этой сфере. Важно не просто накормить бездомного, а попытаться помочь ему вернуться в общество, выстроить процесс его реабилитации. Если речь идет о профилактике абортов, нужно осуществлять полноценную поддержку семьи как до, так и после рождения ребенка. Для женщин, которые получают приют в наших домах для мам, следует составить четкий план действий по решению актуальных для них вопросов и сопровождать их в решении существующих проблем.
Церковь проповедует отказ от абортов, призывая женщин, которые отказались от аборта, изменить свою жизнь, взять на себя определенные обязательства. А значит, Церковь обязана оказывать этим женщинам моральную, и не только моральную, поддержку, иначе наши слова становятся лицемерием”.
Святейший Патриарх Кирилл напомнил о дальнейшем развитии социального служения на приходах, необходимости привлечения к делам милосердия добровольцев, повышении квалификации социальных работников, помощников благочинных и настоятелей на специальных образовательных курсах, в том числе тех, что проводит Синодальный отдел по социальному служению и благотворительности, так как “социальная деятельность – это не одно импульсивное действие. Нет, это планомерное поступательное движение вперед”.
Дальнейшие выступления делегатов секционного заседания были посвящены различным аспектам участия молодежи в приходском социальном служении. Каким образом на приходе может быть создана благоприятная среда для взаимного продуктивного общения людей разных возрастных групп? Как опыт православного наставничества и дела милосердия способны содействовать коррекции девиантного поведения детей и подростков? На эти и другие вопросы пытались ответить священники и миряне, анализируя и обобщая результаты своего труда на ниве церковного благоделания.
По мнению руководителя Добровольческого молодежного центра Тульской епархии диакона Владимира Мартынова, самым важным в процессе взаимодействия с молодежью в соработничестве с Епархиальным благотворительным отделом и Всехсвятским кафедральным собором является следование Заповеди Любви: “Если говорить о методах работы, то внутри нашего церковного молодежного объединения мы не открываем ничего принципиально нового. Многие виды деятельности уже давно известны, апробированы, активно используются в молодежных объединениях самого разного уровня.
Главное отличие от других современных молодежных и добровольческих групп заключается в том, что наше объединение – православный Церковный союз, поэтому в центре всей жизни и деятельности каждого участника и всего объединения добровольцев стоит Христос, т.е. – Любовь. Культивировать эту любовь, возогревать её в своих сердцах, делиться и жить этой Любовью – это и есть самое главное.
В православном молодежном объединении, впрочем, как и везде, нужно непрестанно помнить о том, что всё, что мы делаем, мы делаем для Христа и ради Христа.
Мы все очень разные, но похожи в одном: все мы – грешные люди. Но если постараться полюбить каждого молодого человека, которого Господь путями Своей Премудрой благости приводит в Церковную ограду, то он там и останется, если почувствует эту Любовь. Мы стараемся, каждому дать возможность реализовать себя и найти свое место, потому что Церкви и главе Церкви – Христу важен каждый человек, каждая богоподобная душа. Важнейшим началом и объединяющим звеном является участие в жизни коллектива священника”.
В заключение отец Владимир поблагодарил за помощь и поддержку молодежи духовного наставника Добровольческого центра – протоиерея Сергия Резухина, в свою очередь, отметившего, что присутствие добровольцев в храме, их участие в Таинствах Церкви и делах милосердия является великой радостью для церковной общины.
Кристина Андреевна Ермакова, координатор Добровольческого молодежного центра начала свое выступление с характеристики понятий “доброволец”, “волонтер”, “добровольческое служение”: “Добровольчество сегодня – это еще и возможность саморазвития, расширение знаний о других людях, своем регионе, своей стране; забота о других и испытание себя в определенных условиях. Это новый опыт и благодаря общению – перспективы на будущее. Добровольчество является одной из возможностей повышения качества жизни другого человека и общества в целом”.
Координатор подробно рассказала об участии членов Добровольческого молодежного центра в ряде проектов Тульской епархии социальной, спортивной и творческой направленности, подчеркнув, что многие молодые люди, пришедшие в добровольческое движение, изначально не являлись верующими людьми, но со временем происходило их воцерковление.
Наталья Валерьевна Cебякина, куратор группы девочек воскресной школы храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского рассказала о пока еще не так часто встречающейся форме объединения молодежи: “Уже более десяти лет на приходе существует группа юных сестер милосердия для девочек в возрасте от 9 до 16 лет, где за основу обучения и развития взяты принципы социальной диаконии – служения, раскрывающего в человеке любовь, а вместе с ней – самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.
Мы пытаемся создать в коллективе добрую, искреннюю, человеколюбивую атмосферу. Есть уроки Священного Писания, девочкам прививаются навыки рукоделия, действует кукольный театр. Все теоретические занятия неразрывно связаны с реальной жизнью: сшитые и связанные вещи жертвуются подопечным прихода, а в Рождественские дни наши спектакли радуют пациентов детской травматологии, социально-реабилитационных центров. Вместе с преподавателем-наставником девочки посещают пожилых прихожанок с поздравлениями и подарками.
Надеемся, что и во взрослой жизни наши дети смогут с любовью и милосердием относиться к окружающим их людям. Не может не радовать, что многие воспитанницы выбирают путь своего дальнейшего служения на медицинском и педагогическом поприще”.
Помощник настоятеля храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского Елена Борисовна Поломошнова в динамике развития событий дала развернутую характеристику положительных изменений в характере и поведении юных сестер милосердия благодаря летним поездкам в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь и дружбе с детьми из действующего при монастыре приюта “Отрада”: “К нашему удивлению “домашние” девочки, поглощенные вниманием к себе, своим личным нуждам и потребностям, во время первого пребывания в монастыре совсем не могли общаться, даже чисто по-детски, не говоря уже о деятельном проявлении любви к ближнему. Их буквально поглотил страх несоответствия неким стандартам, отчего девочки были скованны, зажаты, эмоционально холодны. Посеять семена дружбы помогли профессионализм нашего приходского психолога, а главное – искренняя любовь монахинь и “приютян”.
По возвращении в Тулу родители воспитанниц с удивлением спрашивали: “Что Вы сделали с нашими детьми?! Они послушны, охотно помогают по дому, а ведь прежде мы никак не могли от них этого добиться”.
Что же способствовало такой перемене? Православный монастырь является мощной терапевтической средой, восстанавливающей естественную духовную иерархию “Дух – душа – тело”. Здесь действуют механизмы, гармонизирующие душу и затрагивающие все органы чувств – Таинства, Святые Образы, песнопения, архитектура. Безусловно, всё это присутствует во всех православных храмах, но взаимодействие со Святыней ограниченно, в то время как в монастыре, в виду того, что паломники приехали на определенный срок, продолжается 24 часа в сутки.
Во время поездки дети не пользовались гаджетами, испытали радость живого общения. Наиболее “исцеляющим” стало общение с сестрами и девочками из “Отрады” – настолько мощным был поток тепла и добродушия с их стороны.
В монастыре нет праздности – дети всегда чем-то заняты, не предоставлены сами себе. Послушания сменялись рисованием, пением, хороводами. Мы играли с детьми в игры, развивающие чувство сплочения, взаимовыручки.
Во всех мероприятиях вместе с детьми всегда участвовали и их преподаватели – будь то игры, послушания, отдых, или купание в Святом источнике. Мы исходили из того, что невозможно увлечь чем-то ребенка, если тебе самому это не интересно, и это делается ДЛЯ него, а не ВМЕСТЕ с ним.
Важной составляющей стала и посильная трудовая помощь монастырю, когда делается не “Что я хочу!”, а то, что необходимо. При этом мы старались обращать внимание детей на то, чтобы они учились видеть тех, кто находится рядом с ними. Может, выполнив свою работу, я могу помочь кому-то еще? Тому, кто в этом нуждается.
Наш летний отдых удался на славу! Все перечисленные факторы приводят к гармонизации состояния души. Она вновь способна почувствовать любовь, аккумулировать ее в своем сердце и даже подарить своему ближнему. И тогда становятся естественным послушание старшим и стремление помогать людям”.
Эссе сотрудника благотворительного отдела Ольги Павловны Зеленовой в литературно-художественной форме представило особенности поведения, идущего в разрез с общепринятой нормой, в виде разноплановых социальных зарисовок из современной жизни, показавших, что неслучайно великий советский педагог Антон Семенович Макаренко совершенно справедливо утверждал: “Воспитание детей начинается с рождения… их родителей”.
В продолжение поднятой темы практические советы по выходу из кризиса в случае проявления девиантного поведения, основанные на многолетнем пастырском опыте, предложил протоиерей Виктор Рябовол, настоятель храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, руководитель Епархиального центра по противодействию и профилактике алко- и наркозависимости, заметивший, что дети и подростки с девиантными особенностями поведения впоследствии, к сожалению, нередко становятся жертвами пагубных зависимостей. Как считает большинство специалистов, работающих с проявлениями различных страстей, набор методов и средств, затрагивающих всю сферу личности человека, для выхода из каждой ситуации асоциального поведения будет разным.
Девиантное поведение формируется под воздействием социальных факторов (семья, школа, общество) и биологических, когда задействован темперамент человека, закладывающийся еще в материнской утробе. Многое зависит от психического состояния беременной, проявления её гнева и раздражительности.
Основополагающим обстоятельством развития асоциального поведения является неблагополучная домашняя обстановка. Нежелательно выяснение отношений между взрослыми членами семьи в присутствии детей. Когда женщины, даже при наличии веских причин, впадают в истерику, укоряют своих мужей, кого-то осуждают, это быстро усваивается и детьми. Замечено, что если женщина кричит на сына, то он будет склонен к потреблению табака, даже, если сама мама никогда не курила. Мальчик беззащитен перед криком матери, разрушающим определенные связи в его развитии, поэтому многие взрослые мужчины не могут найти свое место в жизни.
Бич нашего времени – это компьютерная зависимость, провоцирующая проявления расстройств аутистического спектра. Это так называемый “приобретенный аутизм”. Современные родители вручают ребенку гаджет, чтобы отвлечь и развлечь его. Мелькание картинок, музыка – все это щедро изливается на ребенка, даже во время еды. Но это недопустимо! Как следствие, появляется страх перед живым общением, развиваются и другие фобии разного рода.
Начальная стадия девиантного поведения характеризуется проявлением жестокости, когда дети мучают животных, обижают слабых. Остановить эти процессы возможно контролем, постоянной обратной связью. Ребенок должен понимать, что любое живое существо тоже испытывает боль, а за неблаговидные поступки всегда придется держать ответ. Естественным чувством родителей по отношению к собственному ребенку является жалость, но в каких-то случаях для пользы самого ребенка нельзя идти на поводу своих эмоций.
Когда подросшее чадо совершает весьма неблаговидный, или даже противоправный поступок, то это “Письмо от Бога”, сигнал к тому, чтобы вся семья пересмотрела свой уклад. Обязательно нужно идти на Исповедь. Жизненно важна молитва!
Сейчас появилось много детей с синдромом гиперактивности, неспособных спокойно сидеть или стоять на месте. С такими малышами родителям лучше приходить в храм ближе к концу службы, или после Исповеди взрослых ожидать Причастия на улице. Взрослеющего ребенка можно привлечь к посильным обязанностям во время службы: следить за подсвечником, тушить свечи. Можно взять с собой карандаши и раскраски.
Одной из форм коррекции негативного детского поведения способны стать театральные постановки, предоставляющие не только возможность подвигаться, но и помогающие решать определенные воспитательные задачи. И не нужно бояться, что вы не справитесь!
Вполне объясним страх родителей за своих детей, но и тут нельзя впадать в крайность – гиперопеку. В этом случае ребенок всеми способами просто будет “прятаться”. Поэтому детям необходима определенная свобода: например, право – пойти к однокласснику. При этом родители обозначают четкие границы – во сколько нужно вернуться домой. Обязательно поговорите с ребенком, как он провел это время в гостях; что было интересного; во что играли, что обсуждали и т.п. Не забывайте о совместном досуге для всей семьи! Играйте с детьми в различные игры! Читайте вслух!
Итак, основным средством профилактики девиантного поведения является общение с детьми: умение расспросить и выслушать ребенка. Любую возникающую проблему нельзя замалчивать, иначе это может “выплеснуться” позднее самым неожиданным образом.
На другой стороне “маятника” – полная свобода, отсутствие границ и контроля со стороны взрослых. Ребенка тянет “на улицу”. Вот так и начинается вовлечение в дурные компании. Чтобы быть “как все”, пробуются алкоголь, сигареты, наркотики, якобы позволяющие испытать новые “острые ощущения”. Поэтому именно от родителей подростки должны получить информацию об угрозах и последствиях приема психоактивных веществ.
Девиантные дети отрицательным поведением стремятся утвердить свой авторитет “крутого”, “монстра”. На самом деле, это весьма чувствительные дети с наличием комплексов, испытывающие страх перед этим миром. И основным “лечением” вновь становится общение. Нужно постараться объяснить, в чем же заключается проявление подлинной силы, силы человеческого духа.
Дети видят, “впитывают” то, что взрослые делают, а не говорят. Девочка будет копировать поведение матери. Мальчик 10-12 лет буквально “кушает” отца. Все черты поведения родителя проявляются в ребенке. При отсутствии отца важен положительный образ мужчины-родственника, с которого можно брать пример. При воспитании мальчиков важны физические занятия с объяснением, что мужчина не унижает слабых, а защищает их. Нужно находить и приводить соответствующие примеры из Священного Писания.
Родители должны помнить, что в случае проявления жестокости, унижения по отношению к ребенку, именно они являются его защитниками. Можно и нужно обращаться за помощью к педагогам, воспитателям, школьной администрации, священнику!”.
“Формирование чувства ответственности у молодежи на приходе” – проникновенное выступление Анны Владимировны Гришаевой, директора воскресной школы храма прп. Сергия Радонежского г. Тулы стало настоящей исповедью педагога-детоводителя. “Одному Богу известно, в какой момент может “выстрелить” плохое и хорошее, заложенное в каждом человеке. Опорой православного родителя и православного педагога становится священник, являющийся по сути и психологом, и психиатром.
Чувство ответственности формируется постепенно и исподволь. Как научить быть ответственным? Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому необходимо давать посильную нагрузку; учить ребенка, как справляться с трудностями; помогать в делах, которые пока для него сложны. С делами, с которыми ребенок в силах справиться сам, пусть справляется самостоятельно!
Действующий при приходской воскресной школе детско-юношеский театр “Чудо” устраивает представления к Рождеству и Пасхе. Это очень долгий и кропотливый труд. Вся школа готовится несколько месяцев. Каждый может проявить себя в разных направлениях. Когда ребёнок видит, что кому-то нужна его помощь, и он может действительно помочь, он становится очень ответственным!
Будучи педагогом, ежедневно ты “берешь себя в руки” и показываешь детям своим примером, что можно не повышать голос, не кричать в процессе общения, и это тоже определенный уровень ответственности. И радостно на душе становится от того, что наступает момент, и “трудный” ребенок находит в себе силы произнести, что он виноват в сложившейся неприятной ситуации (например, хотелось чем-то похвастаться), он сам (!) понимает, почему всё так вышло, и готов попросить прощения, и постараться что-то в себе (!) исправить. В себе! Единственный вид ответственности, который реально может быть сформирован у молодежи на приходе, – это ответственность за свои слова и поступки”.
Людмила Дмитриевна Гашина, чей учительский стаж уже перешагнул пятидесятилетний рубеж, на примере взаимодействия с молодыми коллегами и воспитанниками “Тульской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4” ярко и образно поделилась своим опытом православного наставничества.
“По сути, наставничество сегодня – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, где главное – обоюдное согласие. Необходимо включать в этот процесс анализ сильных и слабых сторон личности, поиск общности интересов, шлифовку мастерства. Сотрудничество с наставником должно развивать, а не подавлять инициативу. А у стажера не выработана трудовая дисциплина, недостаток знаний и умений, завышенные амбиции, претензии на более высокую оплату труда, дерзость, наглость, самоуверенность, вседозволенность, пренебрежение ко всему, что было до него.
И нужно “пробить эту стену”! Лишь терпение поможет найти верный путь. Напомнишь: мы – православные! “Мы с тобой одной крови. Ты – да я!”. Жизненные ситуации объясняешь с точки зрения христианской веры. Пошел контакт, а за ним и польза от наставничества.
Всегда нужно помнить, что каждый человек – это образ Божий. В нашей школе для детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги-наставники не дадут подросткам сбиться с пути: обучают, ухаживают, воспитывают, прививают навыки нормального поведения, осуществляют социальную адаптацию и психологическое сопровождение. А главное, ЛЮБЯТ! Прививают христианскую любовь, приглашают на встречи со священником. Учат понимать православные притчи. На занятиях по рисованию любимыми темами стали иллюстрации к Библейским рассказам. Делаем компьютерные проекты на основе жития святых для дальнейшего обсуждения на православных чтениях. Встреча с сёстрами милосердия и волонтерами – особый праздник!
Необходимо донести до молодежи: свобода выбора дана нам Богом, но она ограничена христианскими Заповедями. Жизненная свобода ограничена ответственностью за ее использование. Каждый из нас несет ответ за содеянное и несодеянное (не сделал, не увидел, не заметил) перед людьми, государством, Богом! Наша задача – любить всех, кого Бог поставил на твоем пути…”
Подводя итог секционной встречи, посвященной весьма непростой теме свободы и ответственности современной молодежи, без которой для всех нас просто может не наступить будущее, попросим милосердного Творца: “Содействуй благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душою, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии”.
Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению