Первые объединения адептов неоиндуистских сект возникли в Туле в начале 1990-х годов. По целому ряду причин религиозная «экзотика» этого направления сектантства сумела привлечь к себе внимание и интерес определенной части жителей нашего города. Как не удивительно, но почва для успешного распространения разного рода «восточных» учений в нашей стране отчасти была подготовлена еще советскими средствами массовой информации. Многие советские граждане читали или слышали что-то об индийский йогах. Йоги им представлялись мудрецами, обладающими некими древними знаниями и методиками, якобы гарантирующими здоровую и долгую жизнь, способными так же дать ответы на важные жизненные вопросы. Популярность в Советском Союзе индийских фильмов, тоже сыграла определенную роль. Брожение идей и смыслов, захватившее российское общество в 1990-е годы, полная вседозволенность, а также общая религиозная безграмотность в итоге привели к тому, что наши соотечественники оказались открытыми для принятия учений всевозможных неоиндуистских гуру.

Как раз в это время в Россию хлынул поток миссионеров всевозможных направлений сектантства, в том числе и неоиндуизма. Важно отметить, что немалая часть носителей «восточной мудрости» прибыли к нам отнюдь не из Индии, а все из тех же Соединенных Штатов Америки и других стран Запада! Т.к. немалое число неоиндуистских сект возникли или же окрепли и развились именно там.

Неоиндуистскими сектами принято считать религиозные объединения ряда реформаторских движений внутри индуизма [1]. Одной из отличительных черт неоиндуизма в целом является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий (например, христианства) [2]. Российский индолог Сергей Пахомов указывает на то, что современный неоиндуизм подается как «общечеловеческая религия», как «истинное знание», вполне совместимое с другими религиями, включая ислам и христианство, и также как метод решения глобальных проблем современности [3].

Одной из первых неоиндуистских сект, развернувших свою деятельность в нашей стране, является секта кришнаитов – «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). Адепты МОСК появились еще в СССР в 1970-х годах.

Кришнаиты с начала 90-х годов есть и в Туле. Помещение, где тульские кришнаиты осуществляют свою деятельность, названо ими «Центром ведической культуры».

МОСК является тоталитарным культом, возникшим в США в середине 1960-х годов стараниями эмигрировавшего из Индии индийца по имени Абхау Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада [4].

Число адептов секты кришнаитов в Туле никогда не было большим. В среднем их число варьировалось в районе двух-трех десятков человек. Но, эта секта довольно активна!

Тульские кришнаиты постоянно пытаются наладить контакты с местными СМИ: периодически ходят в редакции газет и редакции телеканалов. Иногда, сектанты угощают тульских журналистов сладкой выпечкой собственного приготовления. При этом они умалчивают, что предлагаемые сладости есть не что иное, как «прасад» (идоложертвенная пища, используемая сектантами в специальных ритуальных действиях).

В середине 2000-х годов тульские кришнаиты при поддержке единоверцев из Москвы неоднократно проводили в Центральном парке им. Белоусова свои религиозные мероприятия, выдавая их за светские праздники. Первый такой «праздник» – «Праздник Колесниц» – сектанты провели 22 августа 2004 года. Тогда они приурочили свое религиозное действо к государственному празднику Российского флага.

По своей сути, это была богослужебная и вербовочная акция, самая крупная за всю историю этой секты в Туле. В качестве организаторов акции, помимо московских и тульских кришнаитов, выступил также Комитет соцзащиты г. Тулы. В парк были приведены дети из Детских домов, реабилитационных центров города и дети из Центра по трудоустройству несовершеннолетних.

В парке на этом мероприятии сектанты активно раздавали «прасад» и  приглашали туляков участвовать в действиях ритуального характера, не поясняя их подлинный смысл. В частности, всем желающим было предложено в тот день прокатить по парку специальную конструкцию («колесницу»), выполненную в виде индийского капища на колесах с помещенными там идолами индийских божеств и большой фотографией основателя секты кришнаитов – Прабхупады. К этой «колеснице» были привязаны длинные канаты, и десятки туляков под пения кришнаитских мантр таскали ее за собой по парку несколько часов. Всем участникам этого действа кришнаиты обещали прощение всех их грехов, совершенных в прошлом, и счастливую жизнь в будущем году.

Сектанты не поясняли подлинный смысл организуемых ими культовых действий, в итоге туляки (многие из которых считают себя православными) участвовали в сектантских ритуальных действиях и вкушали культовую кришнаитскую пищу, что не допустимо для православных христиан… Многие воспринимали все это как некое карнавальное представление, не имеющее какого-либо религиозного смысла.

Тульские кришнаиты в миссионерских и культовых целях активно практикуют уже много лет специальные шествия с музыкой, песнями и плясками по улицам нашего города. Такие шествия у них называются «Хари-Нама» («воспевание имен»). По учению секты, когда Кришна был на земле, он завещал людям проводить такие праздники. Соответственно, эти их шествия имеют сугубо религиозный смысл. Нередко во время «Хари-Намы» в результате безудержных плясок и монотонного распевания мантр сектанты впадают в некое иступленное экстатическое состояние, что, естественно, вызывает изумление у многих невольных свидетелей этих вакханалий на улицах Тулы.

Стоит отметить, что тульскими кришнаитами был создан т.н. фонд «Пища Жизни», посредством которого они ведут активную работу в социальной сфере города. Этот фонд ориентирован на благотворительную деятельность. Оказывая благотворительную помощь, сектанты предлагают нуждающимся, помимо прочего, свою культовую пищу («прасад»). Таким образом, кришнаиты стараются приобщить к своему культу как можно большее число людей, даже если это будет сделано ими неосознанно. И это не удивительно, т.к. в секте допускается обман.

Например, каждый кришнаит обязан заниматься «санкиртаной» (так в секте именуется сбор денег посредством продажи книг и воспевание сектантских мантр на публике). Кришнаиты, продавая на улицах российских городов свои книги, не называют это продажей. Обычным прохожим они предлагают взять книгу как бы в подарок, но тут же просят сделать пожертвование не ниже определенной суммы. Если же человек не соглашается платить, то «подаренная» ему книга тут же будет изъята кришнаитским «дарителем». Если спросить у торгующих книгами кришнаитов имеются ли у них соответствующие разрешения на продажу книг, они ответят, что это не продажа!

Более того, основатель кришнаитской секты Прабхупада призывал своих адептов «всеми правдами и неправдами» [5] добиваться того, чтобы эти книги у них покупали. Полагаем, под призывом добиваться результата в т.ч. «неправдами» подразумевается обман и прочие недопустимые манипуляции в отношении людей.

По правилам секты кришнаиту можно обмануть некришнаита, ведь ему (некришнаиту) это потом обернется, по их мнению, во благо.

В главной книге кришнаитской секты «Бхагавад-гита как она есть» в тридцать шестом стихе десятой главы написано: «Из мошенничеств Я (Кришна. – ред.) – азартная игра», далее, комментируя данный стих, Прабхупада пишет: «Во вселенной существует множество мошенников разного рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве» [6]. Итак, Кришна является лучшим мошенником, т.е. лжецом.

В основе мировоззрения кришнаитов лежит представление о том, что весь мир – это игра Кришны, что все есть он. Если все есть бог Кришна, значит, и зло имеет своим источником этого бога, следовательно, зло является относительным понятием. Кришнаиты уверены, что все то, что мы считаем злом, в действительности им не является. Для кришнаита любое деяние в своем высшем проявлении есть бог Кришна. Поэтому и зло, в частности обман, в высшем своем проявлении есть Кришна [7].

В холодное время года активность кришнаитов на улицах Тулы заметно снижается. Иногда отдельные адепты секты в центре города занимаются продажей книг. Также в это время сектанты у себя в «центре» организуют курсы «вегетарианской кухни» и «ведической философии».

Несколько активных тульских кришнаитов в последние несколько лет начали зарабатывать деньги на доверчивости и безграмотности людей, оказывая им «астрологические» услуги. Они называют себя «ведическими астрологами» и нелегально за установленную плату проводят свои консультации.

С недавних пор в Туле начало действовать некое объединение «Клуб Международного образовательного Проекта «Психология Третьего Тысячелетия» в Туле», именуемое его членами добровольным объединением граждан – сторонников проекта «Психология 3000». Известно, что проект «Психология 3000» в России запустил убежденный кришнаит (в прошлом руководитель саратовской общины кришнаитов) Олег Гадецкий.  Ряд исследователей указывают на то, что этот псевдопсихологический проект активно используется для вербовки людей в секту кришнаитов [8].

С разной степенью активности в Туле уже много лет действует другая неоиндуистская секта – «Сахаджа Йога». Специалисты определяют данную секту как деструктивный культ с элементами индуистского тантризма, практикующий различные методы восточных медитаций и поклонение богине зла Кали. Отмечается что данный культ опасен непредсказуемостью воздействия на психику адептов и развитием чувства отчужденности от окружающего мира [9].

Последователи секты «Сахаджа Йога» появились в Туле в первой половине 1990-х годов. В разное время тульские сектанты сахаджа-йоги именовали свою организацию по-разному, например: «Медико-профилактический центр «Нирмала»; или же «Автономная некоммерческая организация «Сахаджа-йога – мировая философия науки, здоровья и этики», а так же «Культурно-просветительский Фонд имени Нирмалы Шриваставы» и др.

Всего на сегодняшний день активистов в тульской ячейке этой секты примерно 10-15 человек.

Много лет в газетах нашего города сектанты печатали объявления, приглашающие всех желающих на занятия по некоему «методу самореализации». Конечно, данные занятия использовались сектантами для вербовки новых адептов.

Как было указано выше, численный состав тульской ячейки секты не столь велик, но при этом сахаджа-йоги периодически привлекают внимание к своему учению многих сотен (иной раз и тысяч!) жителей нашего города и области. Делают они это посредством организуемых ими бесплатных (иногда за небольшую плату) «концертов» индийской музыки. Рекламные афиши таких «концертов» (часто анонимные или же с указанием в качестве организатора некоего «просветительского фонда») расклеиваются обильно по всему городу. Приходя на такие «концерты», ничего не подозревающие люди, как правило, получают пригласительный листок на занятия йогой, где указаны контакты тульских сахаджа-йогов.

Кроме того, на этих «концертах» в промежутках между музыкальными композициями ведущие со сцены обращаются к публике с проникновенными речами на религиозные темы и периодически приглашают всех присутствующих в зале к совершению неких действий, якобы способствующих телесному и духовному здоровью. Таким образом, людям без пояснения смысла совершаемых ими действий навязывается участие в сектантском религиозном ритуале. В секте он понимается как ритуал служения «Матери» – основательницы данной секты Шри Матаджи Нирмале Деви. Обычно сектанты предлагают совершить следующие действия: сидящие в зале должны расположиться в креслах как можно удобнее, положить руки на колени ладонями вверх и, слушая звучащую со сцены индийскую музыку, расслабиться. По мере вслушивания в «божественную» музыку каждый должен, со слов ведущих, «заглянуть в себя». Далее всем участвующим в ритуале предлагается, положив правую руку на сердце, обратиться мысленно к «Матери» со словами: «Я частичка всепроникающей любви». Потом необходимо дотронуться кончиками пальцев правой руки до макушки своей головы и массируя ее по часовой стрелке опять же обратиться к Шри Матаджи Нирмале со словами: «Мать! Дай мне связь со вселенной и почувствовать любовь». После обхватить кистью руки верхнюю часть своей головы и некоторое время ее массировать. По окончании этих действий, каждый, со слов сектантских «инструкторов», должен чувствовать в себе некоторые «изменения». Иногда сектанты объявляют, что те, кто прошел данный ритуал, по сути, пережил свое «второе рождение».

Как правило, «рекомендации» сектантов выполняют все присутствующие на этих «концертах». И так же, как в ситуации с кришнаитскими мероприятиями, многие не считают, что участвуют в религиозных действах сектантов. При этом важно понимать, что участие православных в таких обрядах недопустимо и является нарушением первых двух Заповедей закона Божиего, запрещающих поклоняться другим богам, кроме истинного Бога, и создавать себе кумиров (поклоняться творению вместо Творца).

Тульские сахаджа-йоги пришедших к ним впервые уверяют в том, что их организация имеет исключительно оздоровительное направление, и в ней могут состоять люди различных вероисповеданий. По мнению сахаджа-йогов, все человеческие беды и болезни происходят оттого, что у людей закрыт канал, соединяющий их с Богом. «Уникальная» методика «сахаджа-йога», якобы, чистит и открывает этот канал, после чего люди соединяются с Богом, и все проблемы исчезают.

Основательница секты «Сахаджа Йога» Шри Матаджи Нирмала Деви, благодаря недоразумению, некоторое время являлась почетным членом Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ) – вторым по значимости после Российской Академии Наук общественным объединением виднейших ученных и деятелей культуры России. Причем, в тексте Грамоты президиума ПАНИ Нирмала Деви признавалась основателем нравственного учения «Сахаджа Йога». Ознакомившись более детально с «нравственностью» этого учения и с теми последствиями, к которым приводят ее практики, Петровская Академия в октябре 1997 года приняла решение о лишении Нирмалы Деви диплома почетного члена. Вводя в заблуждение доверчивых граждан, тульские сектанты до сих пор утверждают, что она академик ПАНИ.

«Знания» новичкам в этой секте передаются бесплатно, но после обряда посвящения, всем следует делать пожертвования. Сектанты говорят, что пожертвования каждый совершает добровольно и по своему достатку. С их слов, очищенные «чакры» способствуют тому, что «очищенный» сам изъявляет желание совершать пожертвования.

О Нирмале Деви сектанты рассказывают с беспредельным восхищением. Они называют ее воплощением Богородицы. Сравнивают ее с Духом Святым, обещанным Спасителем людям.

Заявляя об оздоровительном эффекте своих практик, сектанты вводят в заблуждение людей. Соответствующей лицензии на такого рода деятельность у них, конечно же, нет. Пришедшим в секту предлагаются полубредовые псевдомедицинские советы, семиминутный обряд посвящения и в дальнейшем бесконечные медитации…

Столкнуться с сахаджа-йогами можно где угодно. Они проводили свои мероприятия под прикрытием оздоровительных просветительских проектов в ЦПКиО им.Белоусова и на выставках-ярмарках товаров из Индии. Так же в мае 2017 года они под вывеской «Индийская гостиная» вербовали посетителей ТЦ «Рио». На первом этаже указанного торгового центра сектанты провели небольшой концерт индийской музыки, а также под видом оздоровительных мероприятий совершили религиозные обряды.

В нашем городе так же организуются, хоть и редко, вербовочные мероприятия еще одной неоиндуистской секты последователей Шри Чинмоя.

Адепты этой секты появились в Туле в начале 1990-х годов. Свое объединение местные сектанты называют «Центр Мира Шри Чинмоя Тульской области».

Создал указанную секту индус Шри Чинмой, деятельность которого проходила преимущественно в странах Европы и США. Секта Шри Чинмоя классифицируется как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) [10].

Для привлечения в секту новых людей тульские шричинмойцы проводят «музыкальные встречи» или «лекции» с «практическими занятиями». Под эти мероприятия они арендуют помещения в домах культуры или других общественных учреждениях и расклеивают по городу пригласительные объявления.

Что же происходит на вербовочных мероприятиях секты?

Пришедшим сначала рассказывают о «замечательном человеке», «ученом», «писателе», «художнике», «поэте», «композиторе», «музыканте», «мастере» и «учителе» Шри Чинмое. После лирической части, как правило, организаторы встречи предлагают всем помедитировать перед портретом «учителя», т.е. Шри Чинмоя. По окончании мероприятия сектанты предлагают всем пришедшим записать координаты шричинмоевского «центра» в Туле и согласовать с представителями секты личный график дальнейших занятий по своему «совершенствованию».

«Совершенствующийся» обязан у себя дома соорудить алтарь Шри Чинмою и медитировать перед его портретом каждый день по несколько часов. Лучше всего, со слов сектантов, медитировать после 22.00 и до шести часов утра. Так же, каждый адепт данной секты должен наложить на себя определенные ограничения. Например, мужчинам нельзя носить бороду и длинные волосы. Женщинам запрещено иметь короткие стрижки др. И самое неприятное это то, что адептам секты категорически запрещено создавать семью и рожать детей.

Всякое желание гуру для сектантов – закон. Каждый адепт тульской ячейки данной секты знает наизусть высказывание Шри Чинмоя, в котором он приказывает своим ученикам считать белое черным, а черное белым, если это будет угодно ему. Кстати, свою миссионерскую работу тульские шричинмойцы ведут лишь только потому, что «гуру так велел».

Самым крупным миссионерским мероприятием этой секты в Туле было организованное шричинмойцами в 1990-х годах спортивное мероприятия под названием «Бег мира». К данной акции тогда были привлечены учащиеся нескольких тульских школ.

Одну из аллей ЦПКиО им.Белоусова сектанты посвятили своему гуру, назвав ее: «Аллея Мира Шри Чинмоя».

Кроме вышеназванных сект в Туле имеются немногочисленные адепты ряда других распространённых в России неоиндуистких объединений, но они не столь активны, либо в настоящее время вообще не проявляют никакой активности. Но эти секты все же стоит назвать. К ним относятся: «Радха Соами Сатсанг» («Сант Мат»), ЗНО (Healthy- happy- Holy- Organization) – «Организация здоровья, счастья и святости», «Исскуство Жизни» (последователи Шри Шри Рави Шанкара), «Ошо», «Брахма кумарис всемирный духовный университет», «Университет Единства» и некоторые другие.

Также важно учитывать, что в связи с обилием сайтов и страниц в соцсетях неоиндуистских объединений, к нам проникают идеи и прочих, физически не присутствующих в Туле сект. По этой причине приходится сталкиваться с тем, что некоторые туляки, увлекшись учением некой неоиндуистской секты, и не найдя ее представительства в Туле, ездят периодически в другие регионы, где эта секта есть. Или же дистанционно (через Интернет) общаются с единомышленниками и пытаются реализовывать в своей жизни принципы того или иного «экзотического» учения.

С сожалением приходится констатировать, что пробуждают интерес к неоиндуизму среди туляков и различные «йога-центры». Когда же организаторов данных центров за это критикуют, они искренне удивляются. Хотя давно известно, что на базе ряда тульских «фитнес» и «йога» центров довольно часто проводят свои занятия и «лекции» представители различных неоиндуистских сект, а некоторые руководители этих «центров» сами являются последователями конкретных неоиндуистских гуру.

Алексей Ярасов

 

[1] Пахомов С. В. Неоиндуизм // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с.

[2] Евдокимов А.Ю. Новые религиозные движения: учебное пособие. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. – 242 с.

[3] Пахомов С. В. Неоиндуизм // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с.

[4] Международное Общество Сознания Кришны (МОСК) // Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского, г. Новосибирск: [Электронный ресурс].  URL: http://www.ansobor.ru/articles.php?id=44 (дата обращения: 28.11.2018).

[5] Письмо Шрилы Прабхупады Бали-Мардане от 30 сентября 1972 года.

[6] А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. — 3-е издание, исправленное. — М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2009. — 1016 с.

[7] Питанов В.Ю. Кришнаизм // Азбука веры: [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/m-krishnaizm (дата обращения: 28.11.2018).

[8] Программы мегапроекта кришнаитов «Психология 3000» // Информационно-консультационный центр во имя св. Иринея Лионского: [Электронный ресурс].  URL: http://iriney.ru/psevdoindutstskie/krishnaityi/arxiv-soobshhenij-o-krishnaitax/programmyi-megaproekta-krishnaitov-psixologiya-3000.html (дата обращения: 28.11.2018).

[9] «Сахаджа-йог» // Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского, г. Новосибирск: [Электронный ресурс].  URL: http://ansobor.ru/articles.php?id=54 (дата обращения: 28.11.2018).

[10] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. – Белгород, 1997. – 459 с.