Сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии диакон Алексей Иванов встретился с учителями гимназии № 20 города Тулы.
Второй год в школах России учащиеся четвертых классов изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя шесть модулей, определяемых по выбору родителей школьников. Одним из этих модулей являются «Основы православной культуры». Многие педагоги впервые в этом году начинают преподавание нового предмета, и вполне естественно, что у них возникает много вопросов связанных как с самим предметом, так и с выбором одного из модулей. Поэтому сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации регулярно встречаются с педагогами Тулы и области, чтобы ответить на их вопросы и дать всю необходимую информацию по преподаванию модуля «Основы православной культуры». Одна из таких встреч прошла 24 сентября в стенах 20 гимназии города Тулы. В мероприятии приняли участие заместитель директора по учебно-воспитательной работе Андреева Татьяна Павловна и учителя школы.
Диакон Алексей Иванов обратился к собравшимся: «Благодарю педагогический коллектив за приглашение на мероприятие, посвященное такой важной теме как преподавание модуля “Основы православной культуры”. Цель учебного предмета “Основы религиозных культур и светской этики” обозначена как “формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений”. Не совсем понятно, как при выборе модуля “Светской этики”, данная цель будет достигнута, если ученик не сможет узнать своей культуры, того что является душой русской да и европейской цивилизации. Не зная русской культуры и её основ, как он сможет оценить другую, например, исламскую, буддийскую? Как глубоко он сможет понять отечественную историю, литературу, искусство и музыку?! Всё это может дать только учебный модуль «Основы православной культуры». Он является культурологическим. Ребенку только объясняются христианские понятия и ценности, а жить согласно им или нет, например, стоит ли молиться, верить в Бога, решает сам ученик и его родители. Поэтому данный предмет не навязывает школьникам выбор религии, он направлен на развитие у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культуры и традиций России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Следует также отметить, что история не знает безрелигиозных культур или народов. Всё самое лучшее, что создавали люди, они посвящали Богу».
После этого краткого вступления состоялся диалог между преподавателем модуля «Светская этика» и диаконом Алексием. На слова педагога о том, что «дети с удовольствием изучают светскую этику, им интересно». Отец Алексий ответил вопросом:
– А если вы пойдете к старшеклассникам и начнете преподавать светскую этику, как они отнесутся к этому модулю?
– Там этого никто не будет слушать, – дружно отметили собравшиеся педагоги.
– А почему? Да потому что подросткам даже уже в рамках их опыта и интересов этот предмет покажется слишком скучным. Если четвероклассники, у которых ведущая деятельность учёба, ещё с удовольствием слушают учителя, то старшеклассников необходимо заинтересовать. Предмет «Основы светской этики» не достигает своей цели, если его содержание не воспринимается в другом возрасте. Он не формирует той базы вечных ценностей, которые проходят через всю жизнь. Почему «Основы православной культуры» могут быть интересны детям любого возраста? Да потому, что с храмом, иконами, колокольным звонам, Библией, проблемами совести и греха мы сталкиваемся не только в книгах, но видим и слышим это каждый день. И каждое из этих понятий несет истинные ценности, которыми дышит вечность.
– Я встречался со старшеклассниками, – продолжал диакон Алексей, – и им было интересно узнавать о Православии. Они смогли взглянуть на привычные вещи по-новому. Благодаря живому общению с подростками 45 минут пролетели незаметно, и потом еще на лестнице приходилось отвечать на вопросы.
Если функция школы – передача культуры, то, как можно глубоко раскрыть особенности русской литературы и искусства без их сердцевины – Православия? Поэтому не только учащиеся, но и учителя нуждаются в знаниях о православной культуре. Модуль также дает те моральные ориентиры, которые позволят человеку быть высоконравственным гражданином великой страны, примером для подрастающего поколения, младших школьников. И я как православный священнослужитель желал бы, чтобы во всех школах России изучали ОПК.
В конце беседы отец диакон ответил на вопросы учителей связанные с разными аспектами педагогической деятельности, раздал буклеты «Основы Православной культуры в светской школе», разработанные Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и передал заместителю директора по учебно-воспитательной работе положения о Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» и III региональном молодежном конкурсе мультимедийных проектов «Любовью и единением спасемся».
В заключение педагоги единодушно высказали пожелание провести ещё ряд встреч с сотрудником епархиального отдела религиозного образования.
Диакон Алексий Иванов, Иванова Елена